Учебное оборудование: классификация и выбор

Использование учебного оборудования

Новые требования к техническому оснащению общеобразовательных школ предполагают решение задач по обеспечению учебных заведений современным оборудованием и внедрению цифровых информационных технологий, которые способны дать возможность:

  • поиска информации во всемирной паутине;
  • проведения экспериментов не только с использованием лабораторного оборудования, но и в виртуальной среде;
  • использования компьютерного моделирования, цифровых планов и карт;
  • размещения своих материалов в информационном поле учебного заведения.

Преподавательскому составу применение современного оборудования позволяет:

  • использовать интерактивные средства обучения;
  • знакомить учащихся с новыми источниками информации;
  • наиболее эффективно иллюстрировать какой-либо процесс или явление;
  • проводить эксперименты с помощью цифровых аналогов;
  • осуществлять автоматизированный контроль над усвоением материала по определённой тематике или всему курсу программы, что даёт возможность проводить дистанционное обучение и интеллектуально развивать школьников.

 

Правила выбора средств обучения с примерами

В современном информационном пространстве легко заблудиться. Поэтому нужно уметь ориентироваться в нем, исходя из собственных целей и уже имеющихся знаний и навыков.

К основным критериям выбора средств и способов обучения относятся:

  • общие образовательные цели;
  • поставленные задачи;
  • уровень мотивации обучения;
  • время, отведенное на поиск информации;
  • особенности методики преподавания конкретной дисциплины;
  • количество и сложность изучаемого материала;
  • начальный уровень подготовки исследователя;
  • возможности доступа к различным средствам обучения;
  • особенности личности.

Учебное оборудование и пособия

Все материалы, собранные в учебных кабинетах, должны отвечать требованиям современной педагогической науки, то есть:

  • иметь научную основу;
  • соответствовать принятым стандартам;
  • быть систематизированы;
  • храниться в оборудованных для этого местах и быть в доступности для преподавателя.

Наглядные пособия должны аккуратно выглядеть, способствуя эстетическому оформлению кабинета.

Оборудование и технические средства оснащения кабинета или лаборатории, в зависимости от их специализации должны отвечать всем требованиям техники безопасности.

При каждом специализированном кабинете по изучению химии или физики, биологии или информатики, оборудуется лаборантская, где хранится применяемое оборудование, расходные материалы и пособия, что способствует оптимальной организации учебного процесса.

Классификация средств обучения

Существует несколько типов их классификации по различным признакам и характеристикам.

По характеру воздействия на учащегося

Визуальные. Так как человек подавляющее количество информации воспринимает зрительным путем, визуальные источники чрезвычайно важны для процесса познания. Это могут быть тематические фильмы, книги или специальные учебники, сделанные для наглядности схемы, карты, графики, модели, дорожные знаки или математические символы. Это могут быть естественные вещи и объекты в искусственной или природной среде: коллекции сухоцветов, минералов, различных образцов, гербарии.

Аудиальные. В обучении активно используют и вербальное восприятие. Это может быть лекции профессоров, устное объяснение материала в видео или подкастах.

Аудиовизуальные (или слухозрительные). Они усиливают возможности двух предыдущих средств, соединяя в себе и визуальную, и аудиальную дорожки. Это могут быть видео, кинофильмы, диафильмы, телепередачи, электронные презентации. С их помощью можно наглядно изучить явления природы, принцип работы двигателя и др.

По степени трудности

Обыкновенные. Наиболее наглядно и без лишней информации демонстрируют изучаемый предмет. К примеру, учебники, пособия, 3D-модели и изображения.

Трудные. С их помощью можно более детально изучать материал. К ним относятся компьютеры, механические визуальные средства (микроскоп, телескоп), лингафонный кабинет (специальный класс, оборудованный техникой для современного обучения).

По происхождению

Естественные природные средства. Живые объекты или объекты, взятые из природной среды: гербарии, коллекции минералов или сами животные и насекомые.

Символические. Их роль играют условные, упрощенные обозначения. С их помощью информация воспринимается наиболее ясно, без лишней воды. Они составляют основу средств обучения для таких предметов, как физика, математика или химия: схемы, формулы, обозначения и знаки.

Технические. Это те средства, приборы и устройства, которые человек использует непосредственно во время обучения. Они могут наглядно раскрыть нюансы предмета изучения, показать то, что невозможно понять лишь с помощью собственных органов чувств: микроскопы, телескопы, компьютерная техника, любые измерительные приборы и т.д.

Оборудование учебного кабинета

Материальные средства, необходимые для усвоения всей учебной информации, составляют систему, производную от учебной программы. Она строится согласно следующим принципам.

1. Оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям, предъявляемым к другим элементам учебного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетический вид и т. д.

2. Все приборы, имеющие общее назначение, должны соответствовать друг другу и демонстрационным установкам.

3. Количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств.

4. Средства обучения должны соответствовать реальным условиям работы школы и потребностям местного населения.

Наиболее рациональной формой организации системы средств обучения является кабинетная система, в которой все средства обучения по одному предмету (или используемые одним учителем) располагаются в одном помещении – кабинете, к которому при необходимости добавляются другие помещения: лаборантская, лабораторная подсобная, ремонтная, мастерская. Учебные кабинеты предназначены для изучения теории и проведения упражнений. В учебной лабораторной аудитории проводят практикумы, лабораторные работы, в которых у учащихся формируются политехнические, профессиональные, трудовые, исследовательские и другие навыки.

В кабинете должны быть обеспечены все условия для демонстрации наглядных пособий: источники постоянного и переменного тока, заземление, затемнение, проекционная аппаратура, экраны, подставки, световая указка, стенды и т. д. Наглядные пособия необходимо иметь для каждой темы урока. Демонстрационное оборудование, печатные пособия не заменяют, а дополняют друг друга, обеспечивая различные дидактические цели.

Наглядные пособия выполняют следующие функции:

– ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в школе;

– ознакомление с внешним видом объекта в его современном виде и в историческом развитии;

– наглядное представление об устройстве объекта, принципе его действия, управлении им, технике безопасности;

– наглядное представление о сравнении или измерении характеристик явления или процесса;

– знаковое изображение этапов эксплуатации, изготовления или проектирования изделия;

– ознакомление с историей науки и перспективами ее развития.

Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:

– объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. п.);

– печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т. п.);

– проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п.).

Значительную роль в обучении играют коллекции и модели. Под школьными коллекциями принято понимать наборы предметов или веществ, подобранных по определенным признакам или характеристикам и служащих как для изучения нового материала, так и для повторения и самостоятельной работы (коллекции по ботанике и зоологии, по физике, химии, рисованию, для труда в мастерских).

Печатные пособия широко используются в практике обучения, их целесообразно применять как дополнительные средства наряду с натуральными предметами или моделями.

Функции средств обучения

Познавательная

Она основывается на идее, что все средства обучения предназначены для познания действительности и окружающего мира. Они позволяют получить более конкретную информацию о том или ином объекте изучения, помогают улучшить работу органов чувств для более детального познания (к примеру, микроскоп или телескоп).

Формирующая

С помощью таких средств обучения формируются способности человека к изучению материала, его эмоциональная и культурная сферы. Во многом это зависит от того, какие именно средства он выбирает для своих целей.

Дидактическая

Согласно этой функции, средства обучения являются исключительным источником знаний и умений. Они помогают не только в получении знаний, но и в закреплении материала, а также могут значительно облегчить проверку знаний.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий