Основные показатели объектива фотоаппарата

Искажения и аберрации

Теоретически, в идеале нормально работающая оптическая система должна отображать любую прямую линию как идеально прямую, безо всяких искажений. Но в реальности, к глубокому сожалению, практически все объективы, состоящие из линз с изогнутыми поверхностями, не могут сводить параллельные лучи в одной точке. Вот именно поэтому они искривляются и искажаются. Такая кривизна свойственна практически любому объективу, конструкция которого состоит из сферических элементов. Но эта кривизна в различных объективах может быть весьма различной, это зависит от фокусного расстояния объектива, от его конструкции и оптической схемы.

В работе с параллельными линиями и объектами, которые находятся по краям кадра,  эти искажения становятся наиболее заметными. Очень сильно искажаются края кадра. Зачастую объективы с переменным фокусным расстоянием  страдают «бочковым» изображением в режиме работы на коротком  фокусном расстоянии. При такой съемке в середине кадра очень часто бывает ощутима некоторая «выпуклость».  

На своем «длинном» конце объективы с переменным фокусным расстоянием достаточно часто страдают «подушечным» искажением изображения. Это искажение противоположно тому, которое описано несколькими строками выше. Оно сопровождается, как правило, «втягиванием» изображения в центр кадра.

Несмотря на эти два искажения, при работе с зумами вполне реально найти такое его положение, при котором прямые линии в реальности окажутся прямыми и на полученном с помощью этого объектива изображении. Это положение мы вам рекомендуем найти на своем объективе и активно пользоваться им.

Но искажение изображения зависит не только от объектива. На это влияет и близость расположения объектива к объекту съемки. Искажения объекта съемки – особая проблема  для фотографов, которые занимаются архитектурной и ландшафтной съемкой. В этих жанрах фотографии очень важным является получение изображения с четкими прямыми линиями и не искаженные в своих пропорциях объекты, находящиеся  в кадре.  А вот фотопортретисты с прямыми линиями сталкиваются не так часто, поэтому подобные искажения им не страшны в такой степени.

Многие производители оптических элементов в наши дни создают объективы, в которых используют асферические элементы, которые специально созданы для уменьшения аберраций и прочих искажений изображения. Асферические линзы,  в отличие от сферических, имеют изогнутую поверхность, которая имеет возможность исправлять аберрации. Происходит это благодаря тому, что свет, проходящий сквозь линзу, концентрируется в одной точке. Таким образом, этот единственный поток света и попадает на светоприемник (матрицу или фотопленку) фотокамеры, при этом уменьшаются искажения, которые вызываются прохождением через оптический элемент нескольких лучей света.

Шаг 2 – Как определяется и изменяется диафрагма?

Диафрагма определяется с помощью так называемой шкалы диафрагм. На дисплее вашей камеры вы можете увидеть F/число. Число означает, насколько широкая диафрагма, что, в свою очередь, определяет экспозицию и глубину резкости. Чем меньше число, тем шире отверстие. Это может сначала вызвать путаницу – почему малое число соответствует большей светосиле? Ответ прост и лежит в плоскости математики, но сначала вы должны узнать, что такое диафрагменный ряд или стандартная шкала диафрагм.

Диафрагменный ряд: f/1.4, f/2, f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16, f/22

Главное, что нужно знать об этих числах – то, что между этими значениями одна ступень экспозиции, то есть при переходе от меньшего значения к большему в объектив будет попадать в два раза меньше света. В современных камерах есть также и промежуточные значения диафрагмы, позволяющие более точно настроить экспозицию. Шаг настройки в этом случае равен ½ или 1/3 ступени. К примеру, между значениями f/2.8 и f/4 будут лежать значения f/3.2 и f/3.5.

Теперь о более сложных вещах. Точнее о том, почему количество света между основными значениями диафрагмы различается в два раза.

Это происходит из математических формул. Например, мы имеем объектив 50 мм с диафрагмой 2. Чтобы найти диаметр диафрагмы, мы должны разделить 50 на 2. Получится 25 мм. Радиус будет равен 12,5 мм. Формула для площади S=Пи х R2.

Вот несколько примеров:

50 мм объектив с диафрагмой f/2 = 25 мм. Радиус получается 12,5 мм. Площадь согласно формуле равна 490 мм2. Теперь посчитаем для диафрагмы f/2.8. Диаметр диафрагмы равен 17,9 мм, радиус 8,95 мм, площадь отверстия 251,6 мм2.

Если разделить 490 на 251, то получится не ровно два, но это только потому, что диафрагменные числа округлены до первого десятичного знака. На самом деле равенство будет точным.

Вот так реально выглядят соотношения отверстий диафрагмы.

Объектив фотокамеры

Объектив представляет собой оптическую систему, которая состоит из расположенных внутри оправы линз. Они бывают стеклянными или пластиковыми (в дешевых моделях техники). Световой поток, проходящий сквозь линзы, преломляется и формирует изображение на матрице. Хорошие объективы позволяют получать резкие, четкие фотоснимки без искажений.

Новые модели объективов могут быть оснащены электронными схемами, управляющими, например, оптическим стабилизатором, диафрагмой. Но на старых фотокамерах электроника может не функционировать.

Главными характеристиками объективов являются:

  1. Светосила – параметр, показывающий соотношение между яркостью объекта, который отображается, и освещенностью изображения, получаемого в фокальной плоскости (на матрице) с помощью оптической системы.
  2. Фокусное расстояние – это расстояние в миллиметрах от оптического центра объектива до метки фокальной плоскости (фокуса), в которой расположена матрица. От него зависит угол обзора (поле зрения) оптики и размеры получаемого изображения.
  3. Зум – способность оптической системы приближать удаленные объекты (увеличивать их изображение). Он определяется отношением фокусных расстояний (максимального к минимальному).
  4. Разновидность байонета.

На маркировке объективов обычно первое число (или пара чисел) указывает фокусное расстояние, а второе (либо пара)  – светосилу. Классификация объективов по фокусному расстоянию и углу обзора показана на нижеследующей фотографии. Более универсальным считается стандартный тип оптики.

Какие бывают фокусные расстояния

Перед тем как перейти к рассмотрению, какими бывают фокусные расстояния, стоит упомянуть, что объективы делятся на два основных типа по этой характеристике.

Фикс — объективы. У них фокусное расстояние не меняется. Приближать и отдалять, стоя на месте, не получится. Но этот недостаток легко компенсируется лучшей резкостью и большей светосилой, чем у зумов.

Зум объективы. У них фокусное расстояние легко меняется путем вращения кольца зуммирования. В результате картинка приближается и отдаляется.

Самые популярные фокусные расстояния среди фикс объективов:

  • 24 мм
  • 35 мм
  • 50 мм
  • 85 мм
  • 100 мм
  • 135 мм

Самые популярные фокусные расстояния среди зум объективов:

  • 12-24 мм
  • 24-35 мм
  • 24-70 мм
  • 24-105 мм
  • 24-120 мм
  • 70-200 мм

Рассмотрим самый широкий угол обзора 180 градусов. Такие значения имеют сверх широкоугольные объективы, имеющие фокусные расстояния в пределах 8 мм. Их еще называют «fish eye».

Следующий диапазон идет от 106 до 92 градусов. Такие линзы называются широкоугольные. Их фокусное расстояние находится в пределах от 14 до 21 мм.

Далее идут умеренно широкоугольные объективы. Их диапазон от 84 до 62 градусов. Фокусное расстояние у них составляет от 24 до 35 мм.

После них следуют нормальные объективы. Угол обзора у них 46 градусов, а фокусное расстояние 50 мм. Такие объективы передают изображение таким, как его видит человеческий глаз, то есть не приближают и не отдаляют. Поэтому их называют «нормальными».

Все объективы, у которых угол менее 46 градусов, приближают. От 28 до 8 градусов — это уже телеобъективы. От 6 до 4 градусов – это сверх телеобъективы. Фокусное расстояние у них варьируется от 70 мм до 500 мм.

Виды покрытия линз

Многие даже и не подозревают о том, что линзы из-за отражения света от своей поверхности часть этого света попросту теряют. И количество этого света в некоторых случаях достаточно ощутимо, порой оно доходит до пяти процентов. И такие потери в каждой линзе! А если в объективе присутствует 10 оптических элементов, то есть линз, то и потеря света, соответственно, может достигать 50 процентов. Проще говоря, до половины его общего количества!

Для уменьшения отражения света от поверхности оптических элементов и лучшего обеспечения его прохождения сквозь их, инженерами-оптиками и были разработаны различные просветляющие покрытия. Эти покрытия работают примерно так же, как покрытия на линзах солнцезащитных очков, которые отражают определенную часть спектра света и к глазам человека пропускают лишь некоторую его часть.

Для покрытия оптических элементов фотографических объективов обычно используются моноксид кремния или фторид натрия.    Наносят эти материалы на поверхность линз очень тонким слоем. Причем, слоев этих часто бывает несколько. Несколько слоев такого покрытия нужно для того, чтобы  снизить отражение от линзы световых волн разных частей спектра.

Самые дорогие линзы, выпускаемые фирмой Canon, как утверждают производители, имеют до десяти и более слоев такого покрытия.  Это позволяет им достигать пропускания света на уровне 99,9 процента. Причем, в диапазоне от ультрафиолетового до ближнего инфракрасного света.

Что такое аберрация

Как уже было сказано, идеального объектива просто нет. Законы физики никто не отменял и никогда не отменит. А они не позволяют световому лучу следовать именно по тому пути, который ему рассчитали оптики в пределах некой идеальной оптической системы. Именно это ведет к различного вида аберрациям (сферическим, хроматическим и пр.). И инженеры, разрабатывающие объективы, не могут это исправить. В центре линза идеальна. Но ближе к краям она в той или иной мере искажает свет. Чем ближе к краю линзы – тем в большей степени свет рассеивается и преломляется.

При полностью открытой диафрагме на плёнку или матрицу цифрового аппарата попадает свет, который собран со всей поверхности линзы. В этом случае все аберрации объектива проявляются очень наглядно. Когда мы прикрываем отверстие диафрагмы, часть светового потока, проходящая через края всех линз объектива, отсекается. Таким образом, в формировании изображения принимает участие только центр линз, который свободен от искажений.

Всё кажется довольно простым. Чем меньше отверстие диафрагмы, тем, таким образом, выше резкость изображения. Но это не так. При съемке на самых маленьких диафрагмах нас ждет неожиданная большая неприятность.

Оптическая характеристика

Фокусное расстояние (ФР) объектива совершенно не зависит от типа и марки фотоаппарата. Являясь важным параметром оптики, ФР определяет, какая зона захвата будет у конкретной оптики. Чтобы было проще понять термин «фокусное расстояние», нужно представить себе конструкцию объектива. Самый простой объектив представляет собой одну выпуклую или двояковыпуклую линзу. Поток света, проходящий через такое стекло, фокусируется на плоскости в зону небольшого размера. Одну линзу можно рассматривать как оптическую систему. Дистанция от центра оптической системы до плоскости и будет ФР.

Объектив камеры состоит из нескольких линз. Их число может быть от 8 до 12 и более. Дело в том, что кривизна оптического стекла сильно искривляет геометрические пропорции, особенно по краям, и дополнительные линзы позволяют скорректировать искажения и приблизить его к реальному. Даже в сложной конструкции оптической системы понятие фокусного расстояния остаётся неизменным. Это интервал между центром группы линз и точкой, на которой фокусируется изображение. Применительно к фотоаппарату, это расстояние до фотоплёнки или чувствительного сенсора фотоаппарата. В оптике с изменяемым ФР центр оптической системы может меняться перемещением линзы или набора оптических стёкол.

Диафрагма, выдержка, ISO простым языком

Если вам надоел скучный авторежим своего фотоаппарата и захотелось больше творчества, то настало самое время познакомиться с азами экспозиции. В этой статье мы расскажем простым языком, что такое экспозиция и три её кита: диафрагма, выдержка, ISO (чувствительность).

Каждый опытный фотограф знает, что нужно уметь правильно настраивать параметры экспозиции. А что это такое? Экспозиция – это параметр, показывающий количество света, попадающего на матрицу фотоаппарата в момент съемки. Когда экспозиция выстроена правильно, то её значение равно нулю. Если света недостаточно, то она уходит в минус. А когда пересвет кадра, то в плюс. На зеркальных фотоаппаратах она изображается в виде горизонтальной шкалы, в центре которой ноль.

Чтобы достигать оптимального уровня экспозиции, в фотоаппарате есть три параметра, которыми можно управлять. Речь идет о диафрагме, выдержке и ИСО чувствительности. Значение ИСО управляет чисто светом, а вот диафрагма и выдержка ещё и влияют на художественный вид фотографии. Поговорим об этих значениях подробнее.

Резюме

Диафрагма позволяет регулировать световой поток. Основные параметры, на которые влияет диафрагма: ГРИП, резкость и экспозиция (про нее поговорим позже). Рекомендую просто попробовать поснимать на разных значениях и понаблюдать, как изменяется картинка. Поначалу все это может казаться запутанным, но «распутывается» с практикой

Важно отталкиваться от сюжета и всегда задавать себе вопросы: «какие сейчас условия съемки, критично ли влияние изменения диафрагмы для этого сюжета, чего нужно достичь, какие значения можно использовать». После таких вдумчивых съемок придет чувство камеры, и мозг будет выставлять настройки чуть ли не на автомате!

Крепления для линз

Многие однообъективные зеркальные фотоаппараты и некоторые дальномерные фотоаппараты имеют съемные линзы. Есть и несколько других типов, в частности, камеры Mamiya TLR и SLR, камеры среднего формата (RZ67, RB67, 645-1000s), другие компании, которые производят оборудование среднего формата, такое как Bronica, Hasselblad и Fuji, имеют похожие стили камер, которые позволяют взаимозаменяемо в объективы, а также беззеркальные фотоаппараты со сменными объективами . Объективы прикрепляются к камере с помощью крепления объектива , которое содержит механические связи, а часто и электрические контакты между объективом и корпусом камеры.

Конструкция крепления объектива – важный вопрос для совместимости фотоаппаратов и объективов. Универсального стандарта для креплений объективов не существует, и каждый крупный производитель камер обычно использует свой собственный дизайн, несовместимый с другими производителями. Несколько более старых конструкций крепления объектива с ручной фокусировкой, такие как крепление объектива Leica M39 для дальномеров, крепление объектива M42 для ранних SLR и крепление Pentax K, можно найти у разных производителей, но сегодня это не распространено. Некоторые конструкции крепления, такие как крепление Olympus / Kodak Four Thirds System для зеркальных фотокамер, также были лицензированы другим производителям. Большинство широкоформатных фотоаппаратов также оснащены сменными объективами, которые обычно устанавливаются на линзовой доске или на переднем штативе.

Наиболее распространенные сменные крепления для объективов, представленные сегодня на рынке, включают крепления для автофокусных объективов Canon EF , EF-S и EF-M, крепления для ручной фокусировки Nikon F и крепления для автофокусировки, Olympus / Kodak Four Thirds и Olympus / Panasonic Micro Four Thirds только для цифровых технологий. крепления, то байонет k и автофокусировка варианты, Сони Альфа монтирование (полученное из Minolta монтажа) и Sony E цифрового только крепление.

Значение диафрагмы и его влияние на качество фотографии

Правильное использование объектива, которым оснащена ваша фотокамера, имеет намного большее влияние на резкость получаемого изображения, чем выбор собственно объектива. Не имеет смысла искать самый лучший объектив. Его просто нет. Один из самых важных параметров при съемке – это диафрагма. Именно она больше всего влияет на качество изображения. Разница между снимками, сделанными с разной диафрагмой одним и тем же объективом, будет намного заметнее, чем разница между снятыми с одним и тем же ее значением, но разными объективами.

Диафрагма F10, скорость затвора 1/400, ISO 64

Диафрагма F5, скорость затвора 1/400, ISO 64

Уровень качества

По мнению опытных фотографов именно хороший объектив, а не фотоаппарат, является залогом качественных фотографий. Используя оптику высокого класса и посредственный фотоаппарат, можно получить прекрасные снимки, а вот объектив низкого качества даже на профессиональном фотоаппарате может испортить самый выигрышный сюжет. Часто оптика, по стоимости, может быть в несколько раз дороже хорошего фотоаппарата. В основном это определяется конструктивными материалами.

  • Самые качественные и дорогие представители класса в своём устройстве содержат линзы из флюорита. Корпус оптики выполнен из сверхлёгких сплавов, которые применяются в космической технике. Такие объективы отличаются высокой надёжностью и длительным сроком службы;
  • Далее идут объективы с линзами из кварцевого стекла. Они обеспечивают хорошее качество фотографий и вполне надёжны;
  • На последнем месте по качеству находятся объективы с акриловыми линзами и пластиковым корпусом. Особенно плохо, если из пластмассы выполнено байонетное крепление. Люфт будет обеспечен при частой замене оптики даже через непродолжительное время, а пластиковые линзы быстро помутнеют от следов пыли и песка.

Средняя диафрагма: f/5.6-f/11

Есть старая поговорка фотожурналистов: «f/8 и будь там». Это означает, что если вы установите объектив на f/8, вы получите изображение, которое подходит для газеты почти во всех ситуациях. Глубина резкости достаточно велика, так что почти всё на переднем и среднем плане будет в фокусе, при этом у вас будет достаточно короткая выдержка, чтобы ничего не получилось размытым. Вот почему я рекомендую f/8 для уличной фотографии.

Все фокусные расстояния от f/5,6 до f/11 относятся к этой категории. Если вы не используете длинный телеобъектив, он достаточно узкий, чтобы обеспечить большую глубину резкости, позволяя снимать с рук при любом освещении. Если вам нужно немного более короткая выдержка, выберите что-нибудь ближе к f/5,6; Если вы хотите быть уверенным, что большинство объектов будет в фокусе, выберите что-то более близкое к f/11.

Если вы не знаете, какую диафрагму использовать, выберите значение по умолчанию от f/5,6 до f/8.

Что такое зум в фотоаппарате

Понятие складывается из отношения фокусных расстояний и определяет кратность увеличения объекта, на который наведено устройство. Консультанты в магазинах бытовой техники говорят немного проще: это то, во сколько раз камера сможет увеличить изображение при съёмке.

@cdn.mos.cms.futurecdn.net

Внимательно рассмотрев приобретение, заметите две пары цифр на корпусе. К примеру, 5,8—24 мм. Это крайние пределы фокусного расстояния на коротком и длинном концах объектива. Разделите большее число на меньшее из этой пары и получите значение зума. В нашем случае это 4.

В зависимости от характера зума меняется качество фотографий. Разобраться, какой вариант выгоднее, поможет краткое изучение каждого из представленных вариантов.

Оптический зум

Увеличение с помощью оптики подходит для зеркальных/беззеркальных фотоаппаратов со сменными объективами. Вы просто двигаете руками объектив, меняя расположение линз. При этом все остальные параметры съёмки остаются такими же.

@ephotozine.com

Учтите: чем больше зуммирование, тем выше процент смазывания снимка, дрожания камеры. В таком случае многие рекомендуют воспользоваться стабилизатором изображения.

Цифровой zoom

Такой фотоаппарат обладает встроенным процессором. Digital zoom в этом случае представляет собой обычное вырезание нужного куска изображения и растягивание его по всей матрице при помощи установленного ПО. Получается, что разрешение картинки остаётся прежним. А это значительно влияет на качество снимка.

@imgaz3.staticbg.com

Намного удобнее работать с размерами и обрезкой изображения в Фотошопе или Фотопэйнте, а в «цифре» подобную функцию рекомендуется вообще отключить.

Суперзум

Особенность ультразумов заключается в многократности увеличения объекта. Стандартное значение, встречающееся на фотоаппаратах с подобным zoom, сильно превышает показатели бюджетных моделей: 50х—60х.

@assets.newatlas.com

Естественно, стоит такое удовольствие недёшево. И если вы новичок, то этот девайс приобретать нежелательно. С подобной аппаратурой справится только профессионал, у остальных снимки выйдут размытыми из-за наличия других характеристик устройства.

Влияние диафрагмы на резкость

С закрытием диафрагмы повышается резкость. Речь, конечно, идет о той части изображения, которая находится в пределах ГРИП. Как правило, на открытых диафрагмах формируется мягкое изображение, что может быть хорошо для портретов. Прикрыв диафрагму на пару стопов от максимально возможной для объектива диафрагмы, можно получить сильный рост резкости. Пика резкости объективы достигают при диафрагмах в диапазоне f/6.3 — f/13 (привел условные значения, т.к. диапазон может меняться в зависимости от условий). Дальше появляется ощутимое влияние дифракции, и начинается обратный процесс – при дальнейшем закрытии диафрагмы резкость снижается.

Например, в пейзажах почти всегда требуется максимальная резкость, и там часто используются диафрагмы f/7.1, f/8, f/11.

Для примера рассмотрим условный объектив с постоянным фокусным расстоянием и неизменной максимальной диафрагмой f/1.8. На f/1.8 изображение будет «софтить», получаться мягким. Прикрыв до f/2.8 — f/4, получим гораздо более резкое изображение. На значениях f/8 – f/11 оно будет звеняще резким. А дальше резкость будет снижаться, и на f/22 или f/32 создастся ощущение, будто изображению сильно недостает резкости.

Каждый объектив позволяет достичь той или иной резкости, также диапазоны диафрагменных чисел, при которых достигается максимальная резкость, индивидуальны. Их можно узнать в обзорах объективов. Также отмечу, что диафрагма влияет на виньетирование – при открытой диафрагме оно больше. Виньетирование, аберрации и прочие оптические характеристики индивидуальны для конкретных моделей объективов, поэтому перед покупкой настоятельно рекомендую изучать обзоры.

На что влияет фокусное расстояние?

Параметры, на которые влияет фокусное расстояние:

  1. Угол обзора;
  2. Масштаб изображения;
  3. Степень размытия и ГРИП;
  4. Перспектива (опосредованно).

Рассмотрим все детально. Небольшие условности – в статье о матрицах мы рассматривали . Там мы говорили о том, что угол обзора тем шире, чем больше матрица. Тут мы примем определенный размер матрицы и все изменения параметров будем рассматривать, исходя того факта, что матрица не меняется. Для того, чтобы не было путаницы в разных фокусных расстояниях в зависимости от размера матрицы, приняли ЭФР (эффективное фокусное расстояние), которое пересчитывает фокусное в эквиваленте полнокадровой камеры. Про это мы поговорим в следующей статье о кроп-факторе. Все нижеследующие примеры привожу с кроп-камеры, т.е. если бы эти же кадры снимались полнокадровым фотоаппаратом, угол обзора был бы шире.

Влияние фокусного расстояния на угол обзора

С увеличением фокусного расстояния уменьшается угол обзора, и наоборот, чем меньше фокусное расстояние, тем шире угол обзора. Посмотрите на примерах – снято с одной и той же точки на разных фокусных расстояниях.

Можно сделать вывод, что:

  • Чем больше окружающего пространства мы хотим захватить в кадр, тем более широкоугольным (с меньшим фокусным расстоянием) должен быть объектив.
  • И наоборот, если нужно снимать сравнительно отдаленный объект, то лучше предпочесть телеобъектив (с большим фокусным расстоянием).

Влияние фокусного расстояния на масштаб изображения

Фактически, это взаимосвязано с первым пунктом. Дело в том, что при большем фокусном расстоянии на итоговом снимке снимаемый объект получится больше. Говорят, что такой объектив даст большее увеличение или больший масштаб изображения.

Пример – мы стоим на одной точке, не двигаясь, и снимаем человека на расстоянии 10 м широкоугольным объективом с ФР 18 мм. Получаем фотографию человека во весь рост и много пространства по краям. Поменяв объектив на другой, например, с ФР 85 мм, мы также получим изображение человека во весь рост, но теперь пустого пространства по краям будет меньше, и сам человек будет больше. В итоге мы получим изображение в большем масштабе.

Влияние фокусного расстояния на степень размытия

Вполне возможно, что вы уже наслышаны об этом и знаете, что чем больше фокусное расстояние, тем задний план будет более размытым. Именно поэтому портретисты так любят телеобъективы (с большим фокусным расстоянием). Посмотрите на примере игрушки, как меняется размытие:

Стоит упомянуть, что с увеличением фокусного расстояния глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) будет становиться меньше, тем самым формируя размытие. Просто учтите это, про ГРИП будем говорить чуть позже.

У некоторых новичков зеркалка (или беззеркалка) ассоциируется с возможностью сильного размытия заднего плана, что они и делают, «дорвавшись» до такого аппарата. На самом деле размытие заднего плана «в хлам» далеко не всегда полезно

Да, так у нас все внимание сконцентрировано на снимаемом объекте, но ничего другого на снимке-то и нет! Во многих случаях лучше, чтобы детали фона все-таки прослеживались. И немаловажную роль в этом играет правильный выбор фокусного

Влияние фокусного расстояния на перспективу

Для начала, что такое перспектива? Это характер передачи соотношений размеров снимаемого объекта и прочих элементов в кадре, его формы. Рассмотрим следующий кадр, снятый на ФР 17 мм (широкий угол):

Здесь есть ограждающие элементы дороги и дома вдалеке. В случае съемки широкоугольным объективом получаем интересные геометрические соотношения – масштаб ограждения будет заметно больше дома на горизонте. Это непривычно для человеческого глаза, и позволяет строить интересные композиционные решения.

Во втором случае, снятом на 125 мм (теле- диапазон фокусного расстояния) разница в масштабе между ограждением и домом будет меньше.

Широкоугольные объективы с небольшим фокусным расстоянием отлично применяются для пейзажной съемки. Но при этом их не рекомендуется использовать при съемке портретов, потому что форма лица будет более вытянутой и смотреться неестественно. Говорят, что широкоугольные объективы (с небольшим фокусным) растягивают перспективу, а телеобъективы (с большим фокусным) сжимают ее. Но происходит это в первую очередь не из-за изменения самого фокусного расстояния, а из-за необходимости изменять расстояние между объектом и фотографом.

Подведем итог: как работать с диафрагмой и выдержкой

В зависимости от задачи фотографа, он может выбрать приоритетным параметром диафрагму или выдержку. Никогда в приоритете не бывает ISO, так как его используют как вынужденную меру, когда невозможно добиться необходимого количества света при помощи двух первых параметров. Это не значит, что ИСО всегда должно быть минимальным, просто не нужно этим злоупотреблять.

Что такое приоритет диафрагмы или выдержки? Это когда вы задаёте один параметр, а второй уже подстраиваете под него.

  • Приоритет диафрагмы – устанавливается, если вам необходимо добиться размытия фона, либо резкости кадра.
  • Приоритет выдержки – устанавливается, если нужно заморозить кадр, либо придать ему динамики.

В любом зеркальном и беззеркальном фотоаппарате есть два таких полуавтоматических режима. Приоритетный параметр вы устанавливаете сами, а всё остальное за вас подстраивает фотоаппарат. Именно с них и рекомендуется начинать своё знакомство с экспозицией.

Таблица соотношения iso диафрагмы и выдержки

Таблица значений выдержки и диафрагмы при разных погодных условиях

Не нужно воспринимать эту таблицу, как эталон, она служит лишь для понимания принципов взаимосвязи этих параметров. Поменьше зацикливайтесь на всяких таблицах, а больше практикуйтесь, экспериментируйте и получайте удовольствия от любимого занятия.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий