4 вещи, считающиеся в старину на Руси позорными для женщины

Хомут, как символ нечестия

Многие этнографы, в том числе Д. Орлов, П. Варламов и другие, описывали еще один вид наказания для «нечестной» невесты. Наутро после первой ночи дружки спрашивали у жениха: «Грязь топтал али лед ломал?». Если он отвечал «Грязь топтал», то на невесту, а иногда и на ее мать надевали хомут и так прогоняли по двору. Это считалось очень унизительным наказанием за утрату «девства». Хомут в этом случае символизировал женские половые органы, и в то же время приравнивал непутевую девку к животным, которые не могут держать свои страсти в узде. Хомут рассматривался как противоположность цветочному венку – символу чистого девичества, поэтому иногда его мазали дегтем или другой гадостью. Иногда заменителем хомута становились бублики или баранки, жених вручал их родителям невесты, всячески подчеркивая наличие дырки.

Мелкие кражи и супружеская неверность

Если говорить о проступках не мнимых, а настоящих, то необходимо отметить две самые распространенные категории, и, соответственно, расплату за них. Речь идет о супружеских изменах и воровстве.

Как и во всяком обществе, в старой России нередки были случаи супружеской неверности. Жен, которых уличали в изменах, наказывали множеством способов. Бывало, им приходилось ползать весь день на четвереньках вокруг церкви, чтобы получить прощение в глазах Бога и людей. Иной раз крестьяне проявляли своеобразную злую фантазию. Так, например, этнографической науке известны случаи, когда неверную жену привязывали к мельничной лопасти, вращающейся на малой скорости, а перед этим ей натягивали на голову подол платья. У этого обычая был еще один (куда более жуткий вариант), заключавшийся в том, что женщину с натянутым на голову подолом привязывали на ночь к могильному кресту.

Особняком стоят обычаи, связанные с наказанием невест, которые не сумели сохранить невинность до свадьбы. Как и во многих других народных культурах, на Руси было принято демонстрировать окровавленную простыню. В том же случае, если по понятным причинам такая демонстрация оказывалась невозможной, то это считалось страшным позором. Таких невест подвергали различным наказаниям. Бывало, что утром после свадьбы на провинившуюся невесту и ее мать водружали хомуты, а потом отправляли в таком виде ходить по крестьянскому двору. Известны случаи, когда отцу невесты на празднике давали чарку с дырой на дне, что символизировало бесчестие его дочери и почиталось страшным позором.

Не менее страшным преступлением считалось и воровство. Истории известны случаи, когда заподозренных в кражах женщин били, а потом, дабы подчеркнуть непристойность такого проступка, обривали наголо.

Что значит «опростоволоситься»?

В день свадьбы невеста повязывала голову платком, и это характеризовало ее новый статус в глазах деревенской общины. Отныне и впредь ей следовало покрывать свои длинные волосы различными головными уборами: косынками, кокошниками или платками.

На тех же замужних женщин, которые по каким-то причинам появлялись публично с непокрытой головой, лавиной выливалось общественное неодобрение. Казалось бы, что это абсолютно незначительный проступок, от которого никто не понес непосредственного физического или коммерческого урона, но в глазах деревни это было преступление против нравственного уклада. Из-за этого странного аспекта крестьянской жизни и происходит всем известное слово «опростоволоситься». Это правило, правда, работало и в другую сторону: несмываемым позором покрывал себя тот, кто зачем-то публично сорвал с головы замужней женщины повойник.

На Русском Севере бытовал еще один обряд, связанный с обычаем покрывать голову. Это могло произойти в виде наказания по отношению к тем молодым девицам, которые чересчур вольно вели себя в добрачный период. Им могли приказать расплести девичью косу и заставить носить повойник. В этом случае вся ритуальная нагрузка прощания с девичеством, каковая, как правило, происходила в торжественной обстановке на свадьбе, игнорировалась. Косу они расплетали самостоятельно, сами же в первый раз покрывали себе голову, а потому в крестьянском обществе именовались презрительным словом «самокрутки».

Хуже одной бранящейся женщины может быть только две

Если о том, как выглядят традиционные колодки, многие знают хотя бы по фильмам, то о колодках примирения известно очень мало. Похоже, в средневековой Европе думали, что хуже одной бранящейся женщины могут быть только две, поэтому решили соединять сквернословящих дам с помощью деревянного приспособления.

Колодки примирения отличаются от обычных только тем, что рассчитаны на двух людей. Женщин, которые ссорились друг с другом и бранились, заковывали в «колодки примирения» и отпускали на все четыре стороны.

Существуют данные, что в некоторые годы к дамам даже прикалывали колокольчики, чтобы об их приближении было слышно издалека, и все желающие могли приготовить протухшую еду или помои, чтобы вылить на голову провинившихся. Согласно историческим свидетельствам, колодки примирения были довольно распространённым наказанием в Австрии на протяжении XIII-XVI веков.

Позорящие казни

Специальные процедуры, направленные на публичное унижение, стали применять к дворянам с XVIII столетия, то есть, с тех пор, как появилось осознание того, что с дворянством нельзя поступать так же, как с прочим народом.

Осужденного привозили на специальных «позорных» черных дрогах к позорному столбу, ставили рядом со столбом на колени. После этого палач преломлял над его головой шпагу, лишая, тем самым, дворянской чести. При этом, в зависимости от приговора, перед тем, как сломать шпагу, палач мог ударить коленопреклоненного преступника по лицу.

При Петре I бытовало «шельмование» — «тяжелое чести нарушение, которого имя на виселице прибито, и шпага его от палача переломлена, и вором (шельм) объявлен будет».

После этого осужденный, как правило, отправлялся на каторгу. Подобные казни были совершены над декабристами, Чернышевским и т.п.

Публику попроще тоже могли наказать позором, заковав в кандалы или в колодки, и выставив на всеобщее обозрение. Колодки для этих целей были в каждой деревне и хранились у церковного сторожа. Бражников, картежников, непослушных слуг и других мелких преступников могли выставить в таком виде в зависимости от тяжести правонарушения на несколько часов или на сутки.

Кубок с дыркой

Все знают, какое значение придавалось целомудрию невесты в прежние времена. Девица должна была сохранить себя до свадьбы, чтобы торжествующий жених мог бросить ее окровавленную сорочку свахе, которая терпеливо дожидалась под дверью опочивальни. Сваха выносила сорочку пирующим, и веселье разгоралось с новой силой. Если же нет, то гости быстро разъезжались, и свадьба считалась омраченной. Ключевский описывает и такой обычай, бытовавший в знатных семьях, а затем перекочевавший и в крестьянский быт центральной России: жених, выйдя из опочивальни, подносил кубок с медом или вином отцу невесты. Если невеста оказывалась «честная», то с кубком все было в порядке, и отец радостно выпивал за здоровье молодых. Если же невеста была не честна, то кубок был с дыркой. Подавая его тестю, жених затыкал дырочку пальцем, но как только тесть брал кубок в руки, напиток проливался на его одежду. Это был страшный позор и для невесты и для ее родителей. Многие девушки предпочли бы побои, лишь бы не было такого публичного унижения.

Как должна была себя вести женщина до брака

Поскольку девушек на Руси выдавали замуж очень рано (в 12-15 лет), основные требования соблюдения норм морали предъявлялись именно к замужним женщинам. До замужества девочка считалась практически ребенком, и ей полагалось быть послушной отцу и матери. Послушание и кротость – главные требования, которые предъявлялись к потенциальной невесте.

Если девушка вела себя вызывающе – была излишне шумной, громко хохотала, обращала на себя внимание, много болтала с посторонними, не опускала стыдливо глаза, когда на нее смотрели, – она считалась бесстыжей. Такую девушку никто не хотел брать замуж, потому что она «стыда не знала»

Юным девицам полагалось быть кроткими, послушными, трудолюбивыми и нелюбопытными. Если девушка огрызалась, спорила и вообще обладала строптивым нравом, желающих жениться на ней не было.

При этом наши предки не предъявляли претензий к физической чистоте новобрачной. Невесте не обязательно было быть девственницей, поскольку на добрачные сексуальные связи славяне смотрели спокойно. Даже если у невесты уже был внебрачный ребенок, ее спокойно брали замуж. Наличие малыша, наоборот, было гарантией того, что девушка плодородна, способна рожать и принесет потомство будущему мужу.

Телесные наказания

Во всех культурах мира телесные наказания бытовали (а в иных и бытуют до сих пор) с незапамятных времен, и всюду они считаются не только болезненными, но и крайне унизительными.

В России до XVIII столетия подвергнуть телесному наказанию могли человека любого сословия. Бояр били кнутом прилюдно, так же как и людей простого звания, все зависело от воли царя, перед которым все были в равной степени холопы – и знать, и крестьяне. При этом если человеку наносили удары по телу, прикрытому одеждой, то урона чести в этом не было никакого, так, отеческое вразумление. А вот обнажение хоть на городской площади, хоть в застенке, бесчестило человека. Речь, разумеется, о людях дворянского и боярского сословия, поскольку у простого («подлого») народа никакой чести не было по определению.

Телесные наказания могли производиться публично, на торговой площади. Тогда они так и назывались – «торговая казнь». Наказание кнутом иной раз означало смертную казнь, настолько тяжелыми и калечащими были удары кнутобойца. Наказание плетьми или розгами было легче, здесь речь шла, как правило, именно о публичном унижении человека.

Телесные наказания для дворян были отменены Екатериной II.

Перспектива остаться в «девках»

Русское крестьянское общество временами бывало беспощадно. Старые девы знали это лучше, чем кто бы ни было. Если женщине по каким-либо причинам не удавалось выйти замуж, то ее жизнь превращалась в сущий ад. Старые девы продолжали жить с родителями, которые, зачастую, бывали не рады такому соседству, а после их смерти отправлялись в дома к старшим братьям на правах «приживалок», где на их долю выпадала самая тяжелая и неблагодарная работа. Замужние ровесницы отказывались принимать их в свой круг общения, а с молодыми незамужними девицами им было уже не по пути. И выходило так, что эти незамужние женщины подвергались почти абсолютной социальной изоляции: им нельзя было принимать участие во всеобщих гуляниях, праздниках, застольях. Помимо того, народная молва давала им обидные прозвища. В каждой губернии их называли по-своему: вековухами, непетым волосьем, седыми головами и т.д. Запреты, касавшиеся старых дев, временами доходили до совершенного абсурда: им было запрещено общаться с беременными женщинами, взаимодействовать со скотом (так как считалось, что это может привести к падежу поголовья, либо рождению мертвых телят). Особенное положение этих женщин определялось даже их внешним видом, им было запрещено носить одежду, которая ассоциировалась с замужними крестьянками: понёву, косынки, платки, кокошники, повойники. Но, одновременно с этим, им не давали одеваться ярко, поэтому внешне они представляли собой нечто среднее между девочкой и старухой. Всеобщее неодобрение подкреплялось слухами о том, что, дескать, старые девы не прочь провести свой досуг в обществе Сатаны и любят осознанно губить урожай.

Вековухи, очевидно, были не столько преступницами, сколько заложницами крайне патриархальных взглядов русского крестьянства, жертвами положения. Однако, вес в обществе могла потерять и вполне уважаемая, казалось бы, замужняя матрона. Зачастую из-за сущего пустяка.

Беременные женщины

Беременность на Руси также связывали с «нечистотой». Славяне верили, что беременная слишком близко соприкасается с потусторонним миром. У наших предков была даже поговорка: «С брюхом ходить – смерть носить!» В течение 40 дней перед родами (то есть на сносях) и 40 дней после родов женщина считалась нечистой по церковным канонам.

Для беременных существовало много запретов: например, они не могли становиться крестными матерями, свахами или подружками на свадьбах, а также участвовать в похоронных обрядах. Нежелательно было также готовить пищу на всю семью. И, разумеется, к беременным не рекомендовалось прикасаться. Церковь не одобряла даже сношений «брюхатой» женщины с собственным мужем.

Правда, некоторые этнографы полагают, что все эти запреты были призваны защитить саму женщину и ее будущего малыша, так как родовспоможение в те времена оставляло желать лучшего, был довольно высок риск преждевременных или патологических родов…

Снохачество

Порой общественное мнение дополнительно карало тех, кому и без того довелось пережить немало горя. В царской России был распространен такой исключительно презираемый обычай, как снохачество. Суть его кроется в следующем: отец мужа, выбирая невесту, искал ее не столько для сына, сколько для себя. В таком случае молодой муж сразу же после свадьбы отправлялся на долговременные заработки в город, а коварный свекор оставался с молодой снохой. Юные девушки были настолько беспомощными созданиями в крестьянском обществе, что у них не было ни единого шанса отказаться от сожительства с отцом мужа. Этот обычай, повсеместно порицаемый, был невероятно распространен вплоть до самой революции. В том же случае, если преступная связь свекра и невестки становилась известной обществу, то это покрывало несмываемым позором и его, и ее.

Общественное принятие душа

Сейчас у каждого дома есть своя ванна со всеми удобствами и, когда появляется приглашение, к примеру, в сауну, девушки первое что хватают, это купальник. В современном обществе неприемлемо ходить обнаженным перед противоположным полом. Разве что вы являетесь парой и находитесь дома. А раньше это было в порядке вещей.

Совместное принятие душа в общественных банях появилось во время правления Екатерины Второй и просуществовало, к счастью, лишь несколько десятков лет. Потом уже начали строить разделения и вводить некие правила.

То есть, можно выделить несколько пунктов, которых не стыдились несколько сотен лет тому, но сейчас стараются скрывать или избегать, по причине всеобщего мнения или своих принципов. Некоторые кажутся для нас совсем дикими, а некоторые — вполне нормальными.

Мытье в общих банях

Вплоть до эпохи правления Екатерины II бани на Руси были общими для женщин и мужчин. И если в сельской местности в одной бане могли мыться только члены одной семьи, то в городах рядом могли оказаться и совершенно чужие друг другу представители обоих полов. Особенно удивляло это иностранцев. «Там ходят женщины разного возраста, не стыдясь, да еще и шутят над своей нескромностью», — констатирует один из путешественников, побывавших в России в те времена. Гостей из зарубежья просто шокировало, когда мужики и бабы распаренными и в чем мать родила выбегали из бани, чтобы окунуться в ледяную воду.

По словам историков, просуществовала такая система всего около столетия. В 1743 году был введен запрет на совместное мытье. А позднее стали строиться бани с разными отделениями для мужчин и женщин.

Сегодня походы в баню и сауну разнополой компанией не диковинка. Но в большинстве случаев дамы все же соблюдают приличия и ходят при мужчинах в купальниках. Раздеться донага позволяют себе разве что профессионалки «по вызову».

Хождение с непокрытой головой

Незамужние девушки имели право ходить с непокрытой головой, а вот замужние женщины – нет. Обычно женщина заплетала волосы в косы, укладывала их вокруг головы, а сверху надевала головной убор – это могли быть платок, кокошник или кичка. Обычай закрывать волосы возник еще в глубокой древности. Крестьяне считали, что женщина с непокрытыми волосами может притянуть в дом несчастья: болезни, неурожай, падеж скота… Если женщина по какой-то причине появлялась на людях с непокрытыми волосами, это было верхом неприличия. Считалось, что этим она позорит и себя, и мужа, и родителей, которые не внушили ей нормы морали. За это ее могли даже избить, что вообще на Руси являлось нормой. Между прочим, снять с замужней женщины головной убор считалось страшным оскорблением. Так поступали с женщиной, когда хотели ее опозорить. Отсюда и пошло выражение «опростоволоситься» — опозориться.

Острижение волос

Обрезание женщинам и девушкам кос практиковалось по самым разным поводам. Помещики до отмены крепостного права приказывали обрезать косы служанкам за различные провинности. Состричь волосы могли родные или муж женщины за блуд или измену.

Общение с посторонними

Если в эпоху языческого славянства жизнь у женщин была достаточно вольная – они могли участвовать в играх, плясках, хороводах, да и на плотские утехи до замужества наши предки славяне смотрели сквозь пальцы, то после прихода христианства русским женщинам (во всяком случае – представительницам высшего сословия) предписывалось целыми днями сидеть в теремах и заниматься, к примеру, рукоделием. Им запрещалось без позволения мужа вступать в разговоры с посторонними людьми, скажем, принимать у себя в тереме гостей, брать от них подарки. Это считалось страшным позором.

Утрата целомудрия

Если в дохристианской Руси физической девственности не придавали особого значения, то с приходом христианства все изменилось. Конкретные наказания за добрачный грех практиковались редко (разве что порка согрешившей девки отцом или братом). Но вот ворота дегтем в доме «блудницы» мазали во многих российских регионах. Общественное порицание считалось худшим позором для девушки.

В Западной Сибири добрачное сожительство не осуждалось, но унизительным для девицы считалось, если грех нельзя было «покрыть венцом», то есть если ее любовник, согрешив, не мог или отказывался жениться. К наличию или отсутствию девственности в большинстве российских регионов относились очень строго, ведь только если он был у жены первым, мужчина мог быть уверен в своем отцовстве. Также целомудрие считалось гарантией того, что женщина будет верна в браке. Даже на царских свадьбах было принято демонстрировать собравшимся гостям наутро после первой брачной ночи окровавленную рубашку новобрачной. Например, так поступил русский царь Федор Алексеевич, женившись в 1679 году на Агафье Грушецкой, о которой пустили было слух, что она якобы «нечиста». Женщин, вступавших в брак не девственницами, ожидала печальная участь в семье супруга: их всячески унижали, заставляли выполнять самую черную работу. Кроме того, мужья часто периодически их избивали «за позор» и никогда не забывали их греха.

Общаться с чужаками

Во времена дохристианской Руси этого запрета не существовало. Женщины могли принимать активное участие в общественной жизни и в развлечениях, в частности, в обрядовых игрищах или плясках.

Но с приходом христианства всё изменилось. Отныне женщины на Руси должны были целыми днями сидеть по домам и заниматься рукоделием.

Ну, или работать в поле/саду/огороде, если речь шла о крестьянках.

Обычный разговор с посторонним человеком, если на это не было позволения мужа или отца (если речь шла о незамужней девушке) считался в старину позорным деянием.

И даже представительницы высшей знати не имели права устраивать у себя в тереме приёмы гостей и ни в коем случае не должны были принимать от посторонних людей никаких подарков.

Сокрытие беременности

Большинство женщин в наши дни скрывают беременность от окружающих до того момента, как уже становится видно живот. Да и тогда стараются сделать так, чтобы «пузо» не бросалось в глаза. Говорить на эти темы женщина готова лишь с самыми близкими, так как считает, что это слишком интимно или является дурной приметой.

Издавна на Руси беременность считалась чем-то вполне естественным. Если у женщины прекращалось «рубашечное» (то есть, по-нашему, месячные), то она могла предполагать, что «затяжелела». Но наверняка можно было утверждать это только, когда плод начинал уже шевелиться в утробе. К врачам обращались разве что представительницы высших сословий. Если это была деревенская баба, она до поздних сроков продолжала работать в поле и по дому, и только перед самыми родами посылала за акушеркой.

Скрывали беременность до последнего разве что незамужние — роды без мужа все же не поощрялись, и детей, «прижитых» неизвестно от кого, стыдились. А мужним женам скрывать было нечего, это являлось частью повседневности.

1.

Девушка — это звучит гордо и специальные обряды для обозначения нового социально-возрастного статуса
Родители могли катать дочь в карете, чтобы окружающие оценили ее красоту.

В старой Руси слово девушка применялось к половозрелым девочкам, которые были представительницами высшего сословия и при этом еще не вышли замуж. Если почитать «Толковый словарь русского языка» Ожегова, то можно понять, что девушка — представительница женского пола в переходящем состоянии от отрочества к юности.

Когда девочка-подросток начинала хорошеть, становилась более соблазнительной, а физиологические процессы «кричали» о взрослении, проводились специальные обряды. Это делалось с целью обозначения нового социально-возрастного статуса. Юную красавицу одевали в красивые женственные наряды и на какой-нибудь праздник, например, на Пасху, выводили в общество. Это делалось для того, чтобы общество узнало о появлении новой невесты, которая готова к выбору жениха.

Обряды были разными. К примеру, в центральных губерниях устраивались настоящие шествия девушек, на юге потенциальные невесты собирались на церковных площадях, чтобы показать себя людям. А в Рязанской области было принято сажать дочку в карету, обязательно открытую, и торжественно возить ее по улицам — пусть все восхищаются ее красотой и статью. Весьма оригинальный способ. Но что можно было сделать во времена, когда не было социальных сетей и мобильной связи?

Ведьмы и колдуньи

Услугами женщин, которых считали ведьмами или колдуньями, на Руси часто пользовались. Но вот прикасаться к ним без крайней нужды избегали. Ведь нередко тактильный контакт требовался для наведения порчи или других «черномагических» действий. Во всяком случае, наши предки в это верили.

Самым опасным считалось прикосновение к умирающей колдунье. Дело в том, что она должна была кому-то передать свою колдовскую силу, а душа получившего колдовской дар попадала во власть дьявола. Поэтому к таким женщинам опасались даже приближаться. Достаточно было подать умирающей ведьме стакан воды, чтобы случилось непоправимое.

Пикантные обычаи

Женщины на Руси

В наше время прилюдная близость вызовет максимально отрицательные эмоции у окружающих. В том время, как еще несколько сотен лет назад, это являлось обыденным делом. Где могли такое увидеть? Существовало много разных обычаев, традиций, которые сопровождались именно таким действом. К примеру, распространено было поверье, что прелюдии помогут с плодовитостью земли. Хозяева, у которых отсутствовал урожай, уединялись прямо на почве, тем самым «добавляя ей сил взрастить растения».

Еще такие прилюдные действия можно было увидеть перед купанием супружеской пары. Также был обычай для отвода болезней от деревни. Суть заключалась в том, что вдовы выходили ночью на улицу абсолютно обнаженные и обходили весь поселок.

Помимо этого были разные, как в современное время говорят, «лайфхаки». Один из них был достаточно странный и представлял собой способ спастись от нападения медведя. А именно, если девушка в лесу встретилась с косолапым, то наилучшим выходом из ситуации был показ своих гениталий животному. Также говорилось, что, когда девушки встречали колдунов, чтобы не поддаваться их чарам, они прикасались к их пикантным органам.

3.

Кто такая сенная девка и что она должна была уметь
Сенные девки (горничные) вышивали и пряли вместе с хозяйками-сверстницами.

Слово «девка» применялось не только к тем незамужним крепостным крестьянкам, которые в поте лица работали в поле, но и к горничным, служащим в доме барина или барыни. Объявления о продаже таких работниц можно было увидеть даже в газетах. Никого не удивляло, что представительниц непривилегированного сословия выставляют на продажу, словно вещь. Например: «Продается хорошая, молодая и здоровая горнишная девка. Старательная, умеет золотом шить и белье приготовлять», «Продам девку двадцати одного года за двести рублей», «В приходе церкви Николая чудотворца предлагается к продаже видная девка двадцати лет, способная к горничной работе, послушная и способная. А также верховая кобыла, здоровая и выезженная». Таких горничных называли сенными девками, так как в ожидании приказаний от хозяев они сидели в сенях. Так что к сену название отношения не имеет.

«Сенные» горничные должны были помогать дочерям хозяев одеваться, поддерживать подобающий внешний вид, выполнять работы по хозяйству. Кроме того, в их обязанности входило обеспечение досуга сверстниц-хозяек. Девушки вместе плели кружева, вышивали, пряли, предавались разрешенным развлечениям, играли, гуляли. Очень часто сенные девки выполняли роль современных официанток — обслуживали званые вечера. Хозяева порой старались перещеголять друг друга, у кого, мол, девки краше да стройнее.

Лишение бороды

Одно из самых страшных действий против русского человека, безусловно, лишающего его чести, было выдирание или отрезание у него бороды.

Судебные кодексы первых русских князей, называемые «Правды», предусматривают очень суровое наказание за покушение на бороду. При Ярославе Мудром за это полагался штраф в 12 гривен. Такой же, как за удар, нанесенный батогом, чашей или тыльной стороной оружия. Как видим, речь идет не о серьезных увечьях, а именно об унижении, нанесении урона чести. Согласно «Псковскому судебнику» XIV века за ущерб, нанесенный бороде, полагался штраф 2 рубля, в то время, как за убийство человека – 1 рубль.

Не зря бытовала поговорка «Режь наши головы, не тронь наши бороды», в том именно смысле, что честь дороже жизни.

Не случайно царь Иван Грозный, обожавший издеваться над знатным боярством, практиковал такой способ «отеческого поучения» подданных, как таскание за бороду. При нем же был в ходу и такой способ экзекуции: провинившемуся выдергивали бороду волосок за волоском. Длилось это иногда часами, человек испытывал при этом не столько физические, сколько нравственные страдания.

Весьма унижающим актом было и плюнуть кому-либо в бороду. Такое применялось, по большей чести, в частных стычках. После плевка следовал удар во всю силушку, поскольку только таким образом можно было смыть оскорбление. Стерпевший плевок лишался чести и всякого уважения.

Если так тяжело переносилось одно лишь покушение на целостность и красоту бороды, то каково же было русскому мужчине ее лишиться? Неудивительно, что требование Петра сбривать бороды вызвало настоящий шок в русском обществе. Это воспринимали, как настоящую кару. Многие предпочитали платить немаленькую «бородовую пошлину», лишь бы не лишиться этого символа мужской чести.

Борьба за гладкость

Гладкость коже придавали размоченные отруби. Ими умывали лицо как обычным мылом. Чтобы борода и волосы на голове росли активнее (особенно, если с этим наблюдались проблемы), голову по несколько раз ополаскивали настоями хмеля, липы, розмарина, ромашки и других лекарственных трав.

Очень полезным считался квас, в котором замачивали мяту. В таком разогретом настое пропаривали веники; им же окатывали тело во время мытья. Помимо полезных для здоровья кожи свойств, он также придавал телу приятный аромат и отбивал запах пота, что очень нравилось женщинам.

Все эти процедуры были обязательными для каждого русского мужчины. Не мыться в бане, придерживаясь всех этих ритуалов, считалось постыдным. Мужик, который не ухаживал должным образом за своей внешностью, не мог рассчитывать на какой-либо успех у слабого пола. Часто за него не хотели идти замуж даже те девицы, которые находились в «критическом» для брака возрасте.

Древнерусские головные уборы

Мужские головные уборы

Народ на Древней Руси отдавал предпочтение шапкам. Меховые, валяные, плетеные разных фасонов.
Обычно это были круглые шапки с меховым ободком. Мех использовали любой: овечий, лисий, песцовый. Помимо шапок носили ободки, повязки и войлочные колпаки.

Внимание

Князья носили соболиные тюбетейки. В них было очень тепло, особенно при долгих походах и во время сражений.

Женские головные уборы

i09.fotocdn.net

Головные уборы так же как и древнерусская женская одежд% были разнообразны, красочны и зависили от статуса и материального положения древнерусской дамы.Женщины на Древней Руси предпочитали головные повязки с вшитыми камнями, атласными лентами.

Молодые незамужние девушки могли позволить себе ходить без головного убора. Распускали локоны или заплетали волосы в косу, надевая лишь ленту вокруг головы.Замужние дамы всегда выходили на улицу в головной уборе. Это считалось обязательным условием. Покрывали голову большим разноцветным платком. Он был настолько большой, что мог спускаться до пят.

В холодную зиму носили круглые шапки с пушистым мехом. Славянки любили украшать шапки камнями, узорами. Поверх шапки надевали длинный красивый платок.В помещении, церкви, гостях, женщины не снимали головный убор. Мужчины должны были обязательно снимать шапку, тюбетейку.

Прилюдное кормление грудью

В старину на Руси женщина, кормящая грудью на глазах у посторонних, ни у кого не вызывала ни удивления, ни осуждения.

Во-первых, жили чаще всего большими семьями, мужскую половину составляли обычно муж, свекор и братья мужа, и невестке сложно было подловить момент, когда никто из них не мог бы ее увидеть. А младенца требовалось кормить несколько раз в день. Во-вторых, иногда приходилось брать с собой грудного ребенка на полевые работы, отправляться с ним по каким-то делам. Укрыться в процессе кормления от посторонних глаз было практически нереально. Поэтому женщина просто доставала грудь и начинала кормить малыша.

Кстати, нередко кормили грудью до достижения ребенком возраста трех-четырех лет — «пока дитя не застыдится». С одной стороны, считалось, что чем дольше кормить малыша грудным молоком, тем более здоровым он вырастет, с другой — часто, пока женщина кормила, она не беременела, а значит, отдыхала от родов.

А сегодняшние интернет-форумы пестрят возмущенными сообщениями о женщинах, которые осмелились кормить грудью ребенка в магазине или метро…

Одним словом, вещи, которые казались нашим прародительницам вполне естественными, в наше время если не табуированы, то подлежат осуждению. Есть о чем задуматься…

27.11.2017

Каноны мужской красоты

На Руси были свои каноны красивой мужской внешности. Самой популярной была прическа на прямой пробор. Русские крестьяне украшали ее узкой тесьмой, перевязанной посреди лба. Мужчины носили волосы достаточно длинные, практически до плеч. Иногда чуть короче.

Расчесывались гладко, чтобы прическа красиво и благородно лежала. Очень трепетно относились и к растительности на лице. Русский мужчина считал самым большим позором и безобразием бритое лицо. Гололицым, или «женоликим», мог быть только ребенок или подросток. Взрослому мужу не пристало так ходить. Шикарной считалась густая, окладистая борода и переходящие в нее усы.

Бороду никогда не стригли, но ее регулярно с любовью расчесывали. В праздничные дни прическу и бороду расчесывали особенно тщательно, волосок к волоску, и даже смазывали жиром, чтобы волосы блестели. Особенно к такой «красоте» были склонны зажиточные купцы. Во время многочисленных пиршеств они частенько вытирали лоснящиеся от жирных мясных блюд пальцы о свои волосы или бороду.

Привычка ухаживать за бородой и прической настолько прочно засела в характере мужчин, что они бессознательно прихорашивались таким образом при виде девицы, которая особенно сильно нравилась

Чтобы привлечь внимание симпатичной особы, мужик уважительно оглаживал свою бороду и потуже заправлял за пояс рубаху-косоворотку по направлению назад, чтобы мощная грудь прямо колесом стояла. Русские женщины таких красавцев пропустить не могли

Как на Руси предписывалось наказывать жён

На Руси, как и в средневековой Европе, женщин также наказывали за различные провинности.  Так, в селах довольно часто мужья воспитывали жён кулаками.

Книга под названием «Домострой», написанная в XVI веке религиозным деятелем по имени Сильвестр, предписывала мужьям бить супругу плетью в качестве воспитания. Однако, при этом было указано, что делать это следует «вежливенько, сдержанно без гнева и усердия».

Кроме того, в инструкции было чётко прописано, по каким местам представительниц прекрасного пола лучше не бить. Так, указывалось, что запретная зона – глаза и уши, поскольку можно повредить зрение и слух. Мужьям не рекомендовали применять во время «воспитания» деревянные или железные металлические средства, поскольку они могли стать причиной увечий. Некоторые историки считают, что подобные ограничения были установлены для того, чтобы женщина оставалась работоспособной.

Покаянный стул за блуд

Для женщин, которых подозревали в прелюбодеянии или интимных отношениях до брака (блуд), придумали такое позорное наказание, как «стул покаяния». Этот метод был широко распространён во многих странах Европы, и на разных территориях внешний вид стула мог отличаться. Например, в одном варианте это был табурет с колодками для рук, в другом – как обычный стул, но с пустотой внутри. Изделие изготавливалось из древесины либо из металла.

Способы применения стула покаяния также имели отличия в разных странах. Так, у одних было принято сажать провинившихся на приспособление босой и с неприкрытой головой – в то время такой вид считался вершиной позора.

Женщин приковывали или привязывали к стулу, и оставляли на пороге собственного дома. В некоторых случаях провинившуюся ставили в центре города на площади, чтобы её осуждение было публичным. Есть немало свидетельств, что после такого наказания девушки сводили счёты с жизнью. Чаще всего такой вид наказания применяли в Англии и Шотландии на протяжении шести столетий – с XII по XVIII век.

Сила волос

Почему же женским волосам на Руси придавали такое значение? Российский этнограф Нина Ивановна Гаген-Торн полагает, что славяне издавна связывали женские волосы с идеей плодородия и половой силы, и приписывали им магические свойства.

Распускать волосы дозволялось во время языческих празднеств, например, праздника Ивана Купалы, когда необходимо было проявление этой самой силы. При родах женщины также снимали головной убор и распускали волосы, чтобы облегчить процесс.

В Орловской губернии во время сложных родов женщины держали собственные волосы во рту. В Вятской губернии они глотали волосы, чтобы вышел послед. Хотя современные медики считают, что это действие просто вызывало рвоту, и таким образом удавалось добиться желаемого результата.

Также в Орловской губернии было принято перевязывать пуповину новорожденного прядью волос, срезанной с материнского виска – чтобы привязать ребенка к матери. В Сарапульском уезде Вятской губернии существовал еще и такой обычай: если у ребенка «зацветет» рот, мать должна обтереть его своими волосами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий