Как школьный мел может пригодиться в быту

Как полюбить физику

Физика в жизни

Физика может быть полезной абсолютно всем. Другое дело, что почти всегда иногда программа обучения кажется очень скучной. Слишком много там абстрактных тел и математических формул, а связи с реальностью слишком мало.

Прекрасный пример того, что физика интересная наука – это ее популяризация в искусстве. Сериал «Теория Большого Взрыва» и фильмы типа «Интерстеллар» помогают не только развлечься, но и задуматься.

Для тех, кто считает физику жуткой скукотищей, мы подготовили подборку книг, которые помогут пробудить интерес к этой науке и отправиться постигать тайны Вселенной:

Виды, марки и сорта мела:

В зависимости от способа производства и области преимущественного применения мел подразделяют на виды, марки и сорта (согласно ГОСТ 17498-72 Мел. Виды, марки и основные технические требования).

ВидМаркаСпособ производстваСортОбласть преимущественного применения
ПриродныйМК1Комовый1В строительстве и для ремонта зданий и сооружений, для производства извести, в стекольной, керамической и других отраслях промышленности
То жеМК2То же2
МК33
ММ1Молотый1То же, кроме производства извести
ММ2То же2
ММ33
ММИП11В сельском хозяйстве для известкования кислых почв
ММИП22
ММЖПВ сельском хозяйстве для подкормки животных и птиц
ММПКВ сельском хозяйстве и для производства комбикормов
ММС1Молотый сепарированный1В кабельной, лакокрасочной и других отраслях промышленности
ММС2То же2В полимерной и других отраслях промышленности
ММСГ1Молотый сепарированный гидрофобизированный1В кабельной, резиновой, лакокрасочной и полимерной промышленности
ММСГ2То же2То же, кроме кабельной
ММОМолотый обогащенныйВ кабельной, резиновой, лакокрасочной и других отраслях промышленности
Химически осажденныйМХО1Химически осажденный1В парфюмерной, косметической, резиновой, медицинской, пищевой и других отраслях промышленности
То жеМХО2То же2
МХО33

Примечание. В обозначениях марок мела буквы означают: МК – мел комовый, ММ – мел молотый, ИП – известкование почв, ЖП – животные и птицы, ПК – производство комбикормов, С – сепарированный, СГ – сепарированный гидрофобизированный, О – обогащенный, ХО – химически осажденный.

Как определить кислотность земли?

Кислотность меняется при использовании минеральных и органический удобрений, застое воды. Ее следует регулярно проверять. Точный результат получают только в агрохимической лаборатории. В домашних условиях можно узнать приблизительные данные. Этого достаточно, чтобы скорректировать показатели в нужную сторону.

Существует несколько способов:

  1. В стеклянный стакан насыпают 1 ч. л. земли, наливают воду, добавляют немного 9%-го уксуса. Обильная пена образуется при щелочной реакции, скудная – при нейтральной, вовсе отсутствует – при кислой.
  2. В специализированном магазине или аптеке покупают лакмусовую бумагу. Заливают почву дистиллированной водой из расчета 1:2, размешивают до кашеобразного состояния, оставляют на 20 минут. В жидкость опускают индикатор, сверяют результат с прилагаемой таблицей. Красный – реакция сильнокислая, желтовато-зеленый – нейтральная, темно-зеленый – щелочная.
  3. Срывают 5 листьев черной смородины, помещают в стакан с горячей водой, выдерживают 15 минут. После этого добавляют немного земли. Жидкость покраснела – почва кислая, позеленела – слабокислая, посинела – нейтральная.

Некоторые растения сигнализируют об уровне pH:

  • мокрица, лютик ползучий, пикульник, белоус, хвощ, верес, луговой василек растут на кислой почве;
  • пырей, клевер, овсяница, вьюнок полевой, ромашка – на слабокислой.

Также реакция видна по свекле. Насыщенная зелень и крупные корнеплоды – pH 4-5, красные прожилки на листовых пластинах – pH 5-6, красные листья и черешки – pH 7-8.

Кислотность проверяют дважды в год – весной и осенью. Пробы берут:

  1. с нескольких участков, потому что показатели меняются при выращивании различных культур;
  2. с глубины 20-30 см – на поверхности реакция обычно ближе к нейтральной.

Раскисление проводят в зависимости от исходных данных и механического состава почвы.

Дополнительные меры

Постоянно есть мел (пусть даже пищевой) – это не выход. Чтобы восполнить нехватку микроэлементов в организме, следует откорректировать рацион. При анемии полезно употреблять продукты, обогащенные железом. К ним относятся:

  • печень (свиная и говяжья);
  • гречневая крупа;
  • гранат;
  • чернослив;
  • бананы.

При большом желании съесть несколько кусочком мела, конечно, можно. Только это должен быть обязательно качественный продукт. Следует запомнить, что употреблять можно только белый, очищенный от различных вредных веществ мел (пищевой). Фото такого продукта есть в нашей статье

Обратите внимание: кусочки мела должны иметь неправильную форму. Иногда можно найти пиленый мел в виде брусочков

На их поверхности видны бороздки от распила инструментами.

Способ применения

Перед использованием мел необходимо просеивать через строительное сито, предварительно разбивая крупные комки. В противном случае он не растворится, а просто останется в грунте кусками. Для достижения максимального эффекта меловую крошку разводят в воде, именно в таком виде удобрение отлично проникает в почву, доходя непосредственно до корневой системы растений.

Применяется мел и поверх зеленых частей растений, как защитное средство от тли. В этом направлении мел работает отлично, но привлекает других летучих насекомых, которые могут нанести непоправимый вред, поедая урожай. Особенно опасно применение мела поверх листа для всех видов капусты и листовой зелени.  Для этих растений рекомендуется применять мел, как удобрение для огорода, в виде муки. Сыпать его необходимо непосредственно в лунку во время посадки, перемешивая с почвой, в таком виде он дополнительно укрепляет корневую систему и защищает от паразитов.

Применение мела как удобрения для огорода имеет определенную специфику

Удобрять почву важно, когда земля отдыхает, то есть находится под парами. Вносить мел желательно осенью, выбирая сухой период без затяжных дождей

Только если сезон выдался дождливым, удобрение переносят на весну.

Раскисление мелом

Мел работает как удобрение – не только раскисляет почву, но и обогащает ее кальцием, кремнием, магнием. На грядки его закладывают весной, под плодовые деревья – осенью.

Действует мягко (не так сильно, как известь), поэтому его чаще используют на слабокислых участках. Если кислотность сильно завышена, придется вносить мел чаще

Но важно не переборщить: передозировка приводит к накоплению кальция. Он не вымывается водой и угнетает корневую систему

Мел также разрыхляет тяжелый грунт, улучшая его структуру и влагопроницаемость.

Существует 3 вида мела:

  1. Природный – присутствует в земле. Большинство огородников сходится во мнении, что в нем содержится много минеральных примесей, избыток которых причиняет вред. Чтобы культуры нормально развивались, следует добавлять органику. Тогда бактерии переведут элементы в доступную форму.
  2. Технический – предназначен для строительства. В составе есть химические добавки. Нежелательно, чтобы они попадали в почву. Однако многие садоводы пользуются данной разновидностью и отмечают положительный эффект.
  3. Садовый – данный мел оптимален для растений, посаженных на огороде или в теплице. Он синтезирован из известняковых удобрений, насыщен макро- и микроэлементами.

Перед использованием мел просеивают, разбивают комочки. Для применения в садоводстве частички должны быть не более 1 мм в диаметре, иначе результата придется ждать слишком долго. Потом их разводят в воде.

В жидком виде мел проникает глубже, подавая питательные вещества к корневой системе. Поверхность почвы поливают раствором, после чего перекапывают на глубину штыковой лопаты.

Количество (кг на м²):

  • кислая – 0,3;
  • среднекислая – 0,2;
  • слабокислая – 0,1.

Для укрепления рассады и стимулирования ее развития немного мела засыпают непосредственно в лунку при посадке. Он стимулирует рост корней и защищает их от болезнетворных бактерий.

Почему хочется есть мел?

Основные причины, при которых человеку хочется есть мелок:

  1. Анемия. Недостаточное количество в организме железа приводит к этому очень коварному заболеванию. Снижается уровень гемоглобина, человек становится вялым, бледным, на коже появляются трещины, слизистые оболочки постоянно сохнут, он не хочет есть. Человек, больной анемией, часто испытывает чувство усталости и раздражительности, ему не хочется ничего делать. Даже при небольших нагрузках у человека возникает повышенное сердцебиение. Чтобы выяснить, почему очень хочется кушать мел, нужно обратиться к врачу, который назначит общий или развернутый анализ крови. Анемия чаще встречается у женщин, особенно беременных. В тяжелых случаях она может стать причиной выкидыша или рождения больного ребенка.
  2. Недостаток кальция в организме. Он может не усваиваться в организме по двум причинам: при тяжелых патологиях печени и при недостаточном употреблении витаминов C, D, E. Недостаток Ca в организме человека становится причиной ломкости волос, расслоения ногтевых пластин, разрушения зубов, частых судорог. Когда хочется мела женщине или мужчине, сложно определить самостоятельно, чего не хватает в организме. Не следует заниматься самолечением, не зная, что повлекло появление тех или иных симптомов.
  3. Болезни щитовидной железы. Некоторые эндокринные нарушения провоцируют очень быстрое выведение кальция из организма, поэтому человеку хочется его восполнить и начинает есть природный минерал. Эта причина устраняется после лечения щитовидки.
  4. Беременность. Что делать, если хочется мела женщине в “интересном” положении? Сначала понадобится проконсультироваться у доктора. Причиной может быть нехватка кальция в организме женщины или простое изменение вкусовых пристрастий. Если сильно хочется, съедать 1-3 небольших кусочка можно, главное, чтобы мел был пищевым, а не техническим.
  5. Психологическая зависимость. Человек с психологическими проблемами иногда хочет что-то погрызть. Это его успокаивает. Такой человек может съесть даже один килограмм в день, что становится причиной различных заболеваний. Рекомендуется есть вместо мелка семена тыквы или подсолнечниками, ореховые смеси, фрукты. Можно попытаться отвлечься. Если зависимость побороть не удается, нужно обратиться к психологу для устранения причин зависимости.

Это основные причины, по которым человеку очень хочется есть мел. Но он может быть заменен продуктами, витаминными комплексами.

Беременность и мел

Многие женщины при вынашивании дитя едят мел в неимоверно больших количествах. Это вызвано анемией, либо малым содержанием кальция в пище.

Можно ли есть мел при беременности, состав которого предназначен для побелки?

Ни в коем случае. Происходит накопление вредных химических компонентов: гипса, извести, клеевого связующего вещества. Организм будущей мамы подвергается отравлению, токсины поступают и младенцу. Это приводит к развитию множества заболеваний. Опасности подвергаются кишечник, печень, сосуды, дыхательные пути.

Можно ли беременным есть мел, что используется в школе?

Нельзя по той же причине вредного для организма химического состава. Желание съесть кусочек пройдет немедленно, если наполните рацион здоровой пищей, обогащенной натуральными минеральными, витаминными комплексами.

Вредность для детей

Можно ли есть школьный мел детям?

Если вы встретите ребенка, жующего мелок, немедленно прекратите это безобразие. Подобный мел совершенно не усваивается организмом, и очень ядовит для растущего организма.

Кроме того, что зашлаковывает клетки, он пагубно влияет на состояние нежных десен, неокрепших молочных зубов: твердые частицы царапают слизистые и эмаль, приводят к развитию кариеса, стоматита, других болезней полости рта.

Мел сушит эпителий гортани, органы дыхания и пищеварения, способствует образованию микротрещин, где создаются благоприятные условия для обитания, размножения патогенных микроорганизмов. Поэтому на вопрос: «Вредно ли есть мел», — ответ один — очень вредно, в особенности детям.

Производители мелков

Наиболее известные отечественные предприятия по производству мелков — Алгем, Эликонт, Вакарис, Пегас, Квартет-1. Самый старый завод в России по производству мела расположен в Белгороде, а одним из самых первых на рынке является компания Алгем – она первая начала отливать мел, запатентовав состав и квадратную форму. Литой белый мел содержит гипс в минимальном количестве.Мел круглый “White Peps” от Maped, 100 штук, белый – один из лучших видов мела для школы. Высококачественный мел из карбоната кальция. Для детского творчества и школы. Не крошится. Технология меньше пыли. Круглая форма позволяет чертить и рисовать без напряжения руки.

Другие компании по производству хорошего мела – это Пифагор, Brauberg, Хатбер, Koh-I-Noor. Лучшими считаются Maped, Herlitz.

В случае с белыми мелками наиболее всего популярны объёмные упаковки – сразу 100 штук. А вот цветными мелки покупают небольшими коробками, по 6-12 мелков. Объясняется такая разница очень просто: цветные мелки ориентированы на детей младшего и среднего школьного возраста, их покупают родители для рисования на асфальте. Белый мел — это в основном продукт для образовательных учреждений, его закупают школы, или родители на класс, сразу на весь учебный год

Школа может закупать мел подешевле, поэтому лучше всего, когда родители сами выбирают и покупают качественный мел для своего класса – особенно это важно для младшей школы

Так же, как и чернографитные карандаши, мелки имеют градацию по твёрдости. Она зависит от степени сушки и состава мелка. Более твёрдый мелок рассчитан на рисование на асфальте, для школьных досок лучше всего мел средней твёрдости, а мягкий используется для портновских работ.

Действие мела на организм обусловлено индивидуальными особенностями каждого человека. Как и любая пыль, меловая пыль также накапливается в дыхательных путях, вызывая раздражения. Отсюда кашель, першение в горле, чихание. Пострадать может и чувствительная кожа. Руки от мела могут чесаться, кожа сохнуть. классической формы предназначены для письма и рисования на школьных досках, асфальте и бетоне. Мелки легко и мягко пишут, оставляют четкий и яркий след. В наборе 100 мелков белого цвета.

Поедание мела – это пристрастие людей с пониженным содержанием железа. Такой феномен часто наблюдается у беременных женщин и детей. Тем более мел в школе должен быть совершенно безопасный.

Мел (помимо изготовления мелков) применяется во многих других отраслях: в сахарной, резиновой, бумажной, стекольной промышленностях, при получении соды. Мел — необходимый компонент мелованной бумаги, используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. Молотый мел широко применяется в качестве материала для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.

Где применяется в строительстве

Мел строительный продается как в чистом виде, так и в сухих смесях. Для строительства предназначен комковый марок МК-1, МК-2, МК-3.

  • Самая дешевая «марающаяся» водная краска – мел для побелки, колер которому добавляли синькой для белья. С появлением клея ПВА его стали добавлять для фиксации мела в окрасочном слое – так появился прообраз водоэмульсионной краски.
  • Клеевую шпаклевку для стен готовили непосредственно перед нанесением, один из ее составов: олифа, клеевой раствор, мел.
  • Венские белила, основу которых составляет мел, самая известная клеевая краска.
  • Добавление к мелу олифы позволило создать знаменитую замазку стекол деревянных окон.
  • Тонкодисперсный мел применяется как наполнитель в пластмассы и краски для экономии основного сырья и обеспечения таких качеств, как прочность, огнестойкость, цветность, износостойкость и других.

Вреден ли мел? Пожалуй, это — один из самых самый экологически чистых и безвредных строительных материалов.

  • Строительные растворы
  • Направление открывания входной группы

Для чего нужно раскисление почвы?

Каждому виду растений подходит определенная кислотность, характеризующаяся величиной pH. Реакция почвенного раствора может быть следующей:

Очень кислая3,8-4,0
Сильнокислая4,1-4,5
Кислая4,6-5,0
Слабокислая5,1-5,5
Нейтральная5,6-6,9
Щелочная7-8
Сильнощелочная8-9

Большинство садовых культур предпочитает землю с нейтральной или слабокислой реакцией. Они отрицательно реагируют на отклонения от нормы. Появляются признаки азотного и фосфорного голодания:

  1. торможение развития;
  2. пожелтение и опадение листьев;
  3. ухудшение или остановка цветения;
  4. измельчание плодов;
  5. снижение количества и качества урожая.

Высокая кислотность почвы свидетельствует об избытке ионов водорода. При внесении удобрений происходит химическая реакция, в результате которой вещества становятся недоступными для растений. В таких почвах присутствует много алюминия и марганца, нарушающих нормальное течение обменных процессов.

При раскислении нормализуется состав земли, улучшается ее качество, активизируются полезные бактерии, макроэлементы остаются в легкоусвояемой форме. Частота процедуры зависит от типа почвы:

  • торфяные – раз в 3 года;
  • песчаные – через 5 лет;
  • суглинистые – раз в 7 лет.

Одновременно учитывают предпочтения выращиваемых культур – раскислители вносят по всему участку или зонально.

История возникновения мела

Чтобы узнать всё про мел, я изучала различную познавательную литературу, анализировала материалы из сети Интернет, совершила заочное путешествие в экомузей «Дно древнего моря», который находится в Чаусском районе Могилевской области.

Оказывается, на Земле существовал Меловый период, именно тогда начал образовываться мел.

Мел имеет как растительное, так и животное происхождение. Он состоит из известковых водорослей, а также рачков и улиток, которые извлекали из морской воды кальций и строили свои раковинки и скелетики. Погибая, эти растения и животные опускались на дно и накапливались там. Со временем образовался толстый слой из этих останков. Конечно, на это уходили миллионы лет. Постепенно этот слой цементировался на дне океана и превращался в мягкий известняк, который мы называем мелом.

Около 200000 лет назад ледник вырвал куски дна с мелом из океана и протянул их на сушу. Когда ледникрастаял, потоки воды перенесли тонны осадочных пород и песка и надёжно укрыли мел толстым слоем. Так залежи мела появились на территории Беларуси. В Беларуси разведано 33 месторождения мела.

Добыча природного мела в карьере

В 1980-е годы в Малоритском районе Брестской области открыто крупнейшее в Беларуси и Европе месторождение мела «Хотиславское». Там имеется около 500 млн. тонн мела.

Влияние школьного мела на здоровье учеников и учителей

На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения – одна из наиболее актуальных проблем. Здоровье человека всегда было предметом пристального изучения специалистов самых разных профессий.

По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения в начале 21 века самыми распространенными заболеваниями человека являются аллергические заболевания, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые заболевания.

Как только ребенок идет в школу, он начинает пользоваться мелом. Школьный мел сопровождает нас с первого до одиннадцатого класса, педагоги пользуются им постоянно. Сегодня к школьному мелу предъявляются очень серьезные требования, поэтому школьный мел считается экологически чистым и безопасным продуктом. Однако в процессе использования школьный мел начинает пылить, забиваться в нос, пачкать руки. Некоторые учащиеся любят есть мел, а ведь школьный мел – это продукт, содержащий в своем составе помимо основных безопасных (как считается) компонентов: известняка, гипса, крахмала, еще и склеивающие вещества (клей ПВА, БФ, казеиновый, канцелярский и др.), красители, что не совсем безопасно для их здоровья.

Для выяснения воздействия мела на здоровье человека мы опросили наших учителей, которые в силу специфики своих предметов вынуждены постоянно пользоваться мелом.

Анкета для учителей

1. Как вы считаете, оказывает ли постоянная работа с мелом влияние на ваш организм?

2.Имеются ли отрицательные последствия, если да, то какие?
а) на кожу рук:
1.сушит
2.аллергическая реакция
3.другое
4.нет последствий
б) на дыхательную систему:
1.кашель
2.проявления астмы
3.другое
4.нет последствий.

3. Можно ли заменить доску и мел в школе? Если да, то чем?

Проанализировав анкеты учителей нашей школы, мы пришли к выводу, что 100% учителей не довольны качеством мела, поступающего в нашу школу (сильно пачкает руки, царапает доску и осыпается). Учащиеся ещё добавили одно плохое качество – плохо отстирывается от школьной формы, если случайно им испачкаешься.

По мнению большинства опрошенных учителей, школьный мел негативно влияет на кожу рук и может вызвать аллергические реакции при вдыхании частиц мела. Половина опрошенных отметили, что вынуждены постоянно пользоваться увлажняющим кремом для рук. Есть среди учителей и те, кто получил серьезные проблемы с кожей рук: экземы, шелушение и трещины на ладонях.

Несмотря на технический прогресс, по мнению учителей полностью заменить мел пока нельзя. Хорошей альтернативой стали бы доски для письма маркерами и интерактивные доски.

Наши рекомендации: для уменьшения отрицательных последствий, которые появляются при постоянном контакте с мелом, рекомендуем учителям нашей школы:

1) во время работы чаще мыть руки со смягчающим туалетным мылом: «глицериновое», «ланолиновое», «вазелиновое» и «молочное»
2) после каждого урока смазывать руки увлажняющим кремом для рук
3) стирать мел с доски только влажной тряпкой
4) промывать тряпку для стирания мела как можно чаще

2.1 Изучение состава и свойств мела

Если потрогать руками школьный мел – он твердый и шероховатый. Когда мы пишем на доске – он крошится, сыплется, значит, он хрупкий.Если провести мелом на руке, он оставляет след, значит, он пачкается.

Эксперимент 1

Мы решили рассмотреть мел под микроскопом.

Взяли кусочек мела, поместили в ступку и размяли его. Затем перемешали мел с водой. Полученную кашицу положили на стекло. Стекло поместили под микроскоп.

Мы увидели белые комочки, это крупные кусочки мела. Нам показалось, что они действительно напоминали кусочки ракушек.

А те кусочки, которые поменьше, они были темными. Возможно, это просто песчинки.Вывод: мел состоит из останков микроорганизмов и водорослей и различных примесей.

Если мел образовался из ракушек с панцирями из извести, значит, мел состоит из известняка. Действительно ли это так? Мы решили провести еще один опыт.

Эксперимент 2

В стакан налили немного уксуса. Мы положили туда мелок. Уксус сильно забурлил. Затем от мела начали откалываться небольшие кусочки. Учительница нам подсказала, что уксус – это кислота. Мел состоит из известняка, который при взаимодействии с кислотой разрушается и выделяется углекислый газ, что мы и увидели при проведении опыта. Взаимодействие уксуса с мелом.

Выводы: – мел состоит из известняка (кальция);
– кальций разрушается кислотой.

Еще мы узнали, что жемчуг, мрамор, яичная скорлупа и зубы тоже содержат кальций. Значит, их необходимо оберегать от воздействия кислот.

Например, соки нужно пить через трубочку, мраморные скульптуры в парке хорошо бы укрывать от дождя. А вот накипь в чайнике можно удалять с помощью лимонной кислоты!

У нас в классе есть кусочки мела разной формы. Круглый мел пишет на доске не очень хорошо, сильно крошится и пачкает руки.

Другие мелки, в том числе и разноцветные, на доске оставляют очень яркий след, не так сильно крошатся, да и руки после них чище. Мы задумались: «Почему это происходит?»

Эксперимент 3

Мы взяли мелки разной формы и капнули на них по капле йода. Оказывается, крахмал может изменить цвет йода. Окраска пятнышка йода на цилиндрическом мелке изменилась на сине – фиолетовый цвет.

На остальных образцах мела окраска спиртового раствора йода не менялась. Значит, в разных видах мела есть разные добавки: в одних, например, крахмал, а в других, наверное, клей.

– Взаимодействие мела с йодом

Вывод: в мелках круглой формы есть крахмал.

2.2 Изучение влияния школьного мела на здоровье человека

«Да» – ответили 8 педагогов, «нет» – 26 учащихся.

Нам кажется, что наши одноклассники так ответили на этот вопрос, потому что им мел очень нравится, они любят им рисовать на доске и на асфальте.

Учителям нашей школы мы задали еще вопросы:

1. Нравится ли вам мел, которым вы пользуетесь в школе?

2. Какие неприятные ощущения вы испытываете при работе с мелом?

Большинство учителей отметили, что школьный мел негативно влияет на кожу рук:

– сохнет кожа рук – 5 человек;

– вызывает аллергию – 1 человек;

– проблемы с дыханием – 1 человек;

– приступы кашля – 1 человек

Часть опрошенных учителей отметили, что из-за трещинок на коже постоянно пользуются увлажняющим кремом для рук.

Прочитав статью в учебнике «Человек и мир», мы узнали, что у человека под кожей находятся потовые желёзки. Если после использования мела кожа рук становится сухой, значит, мел впитывает в себя влагу и жир.

Мы провели опыт.

Эксперимент 4

Взяли 2 тарелочки. В первую налили воду, во вторую – немного растительного масла. В каждую положили по кусочку мела. Воду мел впитал очень быстро, масло – помедленнее, но тарелочка тоже оказалась почти сухой.

Взаимодействие мела с водой и маслом

Вывод: мел сушит кожу рук, потому что он хорошо впитывает воду и растительное масло.

После изучения литературы мы разработали рекомендации учителям:

– чтобы уменьшить негативное влияние мела на кожу рук можно обвернуть мел скотчем или вставить кусочек мела в футляр из-под помады

-чтобы мел не крошился, нужно подсушивать его не батарее и хранить в сухом месте.

– влажными салфетками;

– вытирать мел с доски только влажной тряпкой;

– промывать тряпку для стирания мела как можно чаще;

Для уменьшения отрицательных последствий, которые появляются при постоянном контакте с мелом, рекомендуем:

– учителям во время работы пользоваться влажными салфетками;

– дежурным – чаще проветривать класс;

– вытирать мел с доски только влажной тряпкой;

Свойства мела

Физические

При увлажнении мел теряет свою прочность на сжатие: при влажности более 30% приобретает пластические свойства. По этой причине на упаковках должно быть обозначено: «Боится сырости».

Растворимость – свойство вещества растворяться в жидкости не образуя взвеси, как сахар или соль. В воде мел не растворяется, а образует суспензию и в дальнейшем выпадает в осадок.

Плотность молотого мела составляет 2,6 г/см3, объемная масса – 950-1200 кг/м3.

Мел совсем не морозоустойчив, процесс замораживания и оттаивания в состоянии насыщенном водой для него не применим.

Химические


Если присутствует избыток кислорода, то карбонат CaCO3 вступает в реакцию, образуя гидрокарбонат Ca(HCO3), который придает воде жесткость.

При прокаливании CaCO3 в диапазоне температур от 900 до 1200°C он разлагается на углекислый газ и воздушную известь CaO — вот чем мел отличается от извести. Негашеная известь – это продукт, полученный путем обжига мела, ракушечника или известняка.

Вопрос из школьной программы: как отличить мел от гашеной извести, если оба вещества уже находятся в виде суспензий для окраски? Вспоминаем: мел реагирует с уксусом, выделяя углекислый газ — в какой емкости пойдет характерная реакция, там он и будет.

Состав природного и школьного мела

Мел — это природный материал, который добывают, как и другие полезные ископаемые. Мел состоит почти целиком из кальция и представляет собой остатки древних организмов, часто в его составе встречаются камешки и песчинки.

Кусочки мела

В природе это химическое вещество встречается в разных формах — из него состоят раковины моллюсков и кораллы, жемчуг и яичная скорлупа.

Кальций присутствует и в обычной водопроводной воде, придавая ей так называемую жёсткость. Кстати, накипь, образующаяся на стенках чайника, тоже состоит в основном из карбоната кальция.

Натуральный мел, используемый для производства школьных мелков, добывается в карьерах. Он абсолютно безопасен и не содержит посторонних примесей.

Для производства хорошего школьного мела природный белый мел специально готовят. Сначала его разбивают на мелкие кусочки, сортируют, убирают все примеси и растирают на жерновах с добавлением воды. Получившуюся массу отстаивают, дав тяжелым примесям, таким как песок и камни осесть на дно сосуда. Раствор более чистого материала

переливают во второй сосуд, а затем в следующий, до тех пор, пока вся ненужная примесь не опадет на дно и не удалится из мелового раствора. Полученную массу долго отстаивают в чане, затем сливают воду, а оставшуюся массу переливают в обтянутый полотном ящик.

Школьный мел

Цветной мел

Стекшую массу просушивают на решетке. Если высушенный мел становится излишне рассыпчатым, то в него добавляют немного клея. А с помощью различных красителей можно получить мелки любого цвета.

«Самые популярные — вкус побелки и бетона»

Как давно вы ведете свой бизнес? Как пришли к идее открыть столь необычное дело?

Занимаюсь мелом около 3 лет. Посетила идея продавать мел, когда была беременной. На тот момент я сама ела мел, так как был низкий уровень гемоглобина.

В чем отличие вашего пищевого мела от того, которым пользуются, например, в школах? Как отличаются между собой сорта пищевого мела?

Пищевой мел — это тот же природный мел, который прошел дополнительную обработку и очистку. Между собой сорта отличаются разными оттенками вкусов, различными текстурами (более мягкие сорта, твердые, средние).

Какие сорта мела наиболее популярны среди клиентов?

Самые популярные — хрустящие сорта, с мелкой крупинкой до конца. По вкусу — более пыльные оттенки, вкус побелки и бетона.

Как думаете, почему у людей появляется пристрастие к мелоедству?

Изначально это связано со снижением уровня гемоглобина. Очень часто можно встретить беременных девушек/женщин с кусочком мела в сумочке. Но также есть и те, у кого со здоровьем все в порядке, отличные анализы крови, но при этом они все равно едят мел.

Вы сами пробуете мел?

Ела. Во время беременности. После рождения ребенка ела еще около года.

Что говорят врачи и эксперты о мелоедстве?

Мнения неоднозначные. Некоторые говорят, что 50 г мела в день кушать полезно. Что мел заменяет комплекс витаминов. Некоторые пишут только о вреде.

Что думают специалисты?

Поедание мела, глины или земли бывает полезным, когда нужно восполнить отсутствие витаминов. Но даже эти плюсы вряд ли перекроют минусы, которые может принести геофагия. Например, нарушение работы ЖКТ, отложение кальцинатов в легких, почках, печени и даже развитие сахарного диабета. Дополнительным минусом выступает загрязненность почв — даже пищевые мел, глина или земля загрязнены тяжелыми металлами. Найти полностью чистое вещество невозможно, а значит, определенный вред от поедания несъедобного обеспечен. Кстати, свою роль в желании есть мел играет психологический фактор. В юном возрасте многие пробуют мел тайком, само предвкушение поедания может вызывать удовольствие.

Кстати, при некоторых психических болезнях происходит извращение вкуса, человек может начать практиковать геофагию, что чаще всего наблюдается при умственной отсталости и шизофрении. Но не стоит переживать, ведь мелоедство не основной симптом, а лишь возможный.

Еще о физиологических проблемах: многие начинающие мелоеды идут по пути наименьшего сопротивления, употребляя в пищу канцелярский мел. Незнание того, что в нем содержится гипс и клей, часто приводит к проблемам со здоровьем. Тем, кто страстно хочет мел, врачи советуют проверить себя в больнице или заменить практики геофагии на витаминно-минеральные комплексы, например, на основе то же глюконата кальция, который по вкусу как раз-таки напоминает мел.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий