Типы беспроводных аудиоустройств
Прежде всего, как и во всей современной технике, идет разделение на аналоговые и цифровые системы. Дело в типе сигнала и последующей его обработке: используется ли расшифровка или прямой сигнал идёт непосредственно через кабель. У первого и второго принципа передачи информации есть свои плюсы и минусы; цифровой сигнал легче обработать, но аналоговый передает звук в неискаженном виде. Разумеется, современные тенденции тяготеют к компьютеризации всех систем, в том числе акустических, поэтому встретить аналоговое оборудование в этой сфере всё сложнее. Хотя некоторые гурманы и любители ретро техники настаивают, что старый принцип передачи сигнала лучше и чище
В беспроводных микрофонных радиосистемах важно количество передатчиков, с которыми может работать база (то есть основной управляющий блок). Если их более одного, то это удобней, но и цена существенно возрастает
Количество антенн, на самом деле, не имеет большого значения, поэтому не стоит особенно концентрироваться на этом (иногда две антенны у брендовой базы работают намного качественней и стабильней, чем четыре у передатчика низкой ценовой группы). Важнейшее различие дистанционных систем для передачи звука и голоса – по способу крепления и по варианту использования. Итак, выделяют четыре большие группы: петличные, головные, вокальные, инструментальные. Рассмотрим их по отдельности.
Вокальные радиосистемы
Предназначены для вокалистов, лекторов, ведущих и т. д. Созданы прежде всего для обеспечения наибольшей свободы выступающему, так как отсутствует провод, и можно без проблем перемещаться по залу или уличному пространству. Радиус действия обычно в пределах 100 метров и выше, что чаще всего вполне удовлетворяет требованиям артиста. Состав системы очень прост: база, поддерживающая определенное количество микрофонов, и, собственно, сами микрофоны.
Разумеется, следует выбирать продукцию одного бренда, чтобы база наилучшим образом связывалась с передатчиком сигнала. При надобности можно подключить микшер или усилитель. Все устройства адаптированы и имеют общие стандарты звуковой техники. Микрофон может быть закреплен на голове или одежде, если нет возможности держать его в руках.
При выборе нужно учитывать следующие факторы. Во-первых, чем больше расстояние, на котором будет работать артист, тем мощней должен быть передатчик. Также нужно понимать, что каждая база работает с определенным количеством микрофонов. Поэтому нужно рассчитать этот момент заранее, иначе придется покупать дополнительные устройства для подключения дополнительных звукоснимателей.
Как выбрать?
Перед приобретением микрофонного оборудования необходимо определиться с тем, для чего он нужен. Если для того, чтобы вести блог, то здесь можно не тратиться на дорогостоящие модели
Людям, занимающимся сценической деятельностью, а также ведущим программ нужны модели, которые обеспечат отличное качество звучания, из-за этого необходимо брать во внимание направленность и частотный спектр. Если планируется использование оборудования только одним человеком, то размер можно выбрать прямо в торговой точке
Если планируется использование несколькими пользователями, хорошо подойдет вариант с многоразмерным ободом.
Кроме этого, немаловажно учитывать материал, из которого изготовлено изделие, безопасность корпуса, а в отдельном случае еще и расцветку
Типы микрофонов
Начнем с того, что существуют три основных типа микрофонов: динамические, конденсаторные и ленточные, которые имеют разные механизмы преобразования звуковых волн в электромагнитные колебания.
1. Динамические микрофоны
Это наиболее распространенный тип микрофонов, что связано с их универсальностью. Мембрана динамического микрофона улавливает звуковые волны, которые в, свою очередь, приводят в движение катушку, находящуюся в магнитном поле. В результате явления электромагнитной индукции, в катушке возникает переменный ток, который передается далее по кабелю. Электромагнитные колебания описывают звуковые волны, точно передавая фазу, частоту и амплитуду, поэтому сигнал называется аналоговым.
Достоинства:
Советы по эксплуатации
Конденсаторные и электретные микрофонные устройства не выносят пыли, задымленности и влаги. Любой из этих факторов может пагубно воздействовать на мембрану. Микрофоны с качественным звучанием дорогостоящие, правильный уход позволит сохранить их.
Переносить микрофонное оборудование следует с осторожностью. После использования необходимо его убрать, при этом крышку коробки нельзя закрывать с усилием, потому что можно вывести из строя капсюль
Хранить устройство следует в закрытой, выложенной поролоном коробке в темном месте.
Электретное микрофонное оборудование в большинстве случаев может питаться от батареи или фантомного источника питания. При наличии альтернативы фантомный источник более предпочтителен, потому что он предохранит от внезапной разрядки батареи в лучшей части записи. Кроме того, на предусилитель будет приходиться более высокий динамический спектр и немного шума.
Если пользователь предпочитает, чтобы устройство работало от батареек, то их следует вынимать, когда устройство не используется. При этой процедуре контакты немного зачищаются, потому что микрофон использует минимальный ток, что даже едва заметные следы коррозии могут снизить надежность деятельности предусилителя.
Во всех случаях следует пытаться найти нужные сочетания настройки, перед тем как поворачивать рычаги эквалайзера. Это занимает довольно много времени, но результат того стоит.
Далее смотрите обзор головного микрофона модели Sennheiser Ear Set 1.
Микрофоны специального назначения
Существуют такие микрофоны, у которых имеется строго определенное предназначение и конкретные задачи, которые он призвать решать. Рассмотрим некоторые из них.
1. Микрофон граничного слоя предназначен для звукоусиления в театре, подзвучивания рояля, с возможностью прикрепить микрофон к крышке инструмента. Особенность его в том, что капсула микрофона расположена над металлической поверхностью, что позволяет предотвратить попадание на диафрагму отраженных волн и, как следствие, фазовых искажений.
2. Стерео – микрофон, особенность которого заключается в наличии сразу двух капсул, ориентированных в противоположных направлениях. Такой микрофон позволяет записывать объемный звук, когда один микрофон может заменить пару или даже тройку микрофонов.
3. Микрофон-пушка предназначен для использования на открытом пространстве, поэтому нашел широкое применение в кинематографе и журналистике. Это конденсаторный микрофон с очень узкой направленностью, он воспринимает звук, идущий только с фронтальной стороны, остальные звуки заглушаются, благодаря фронтальному сдвигу.
Это далеко не все виды микрофонов специального назначения, а лишь основные. Дополнительные функции, такие как возможность переключать диаграмму направленности, изменять уровень выходного сигнала, встроенные фильтры для обрезания низких частот являются приятным бонусом, а иногда и необходимостью для профессиональной работы, но при этом увеличивают не только сложность конструкции микрофона, но и его стоимость.
Зачем певцам наушник в ухе
Певцу, выступающему на большой сцене перед публикой, необходимо обладать не только профессиональными вокальными навыками, но и требуемой для хорошей акустики аппаратурой.
Нередким является наличие наушников в ушах певца, исполняющего свои песни. Почему именно их одевают вокалисты в уши, когда поют разберёмся далее.
Функциональное назначение
Исполнители вставляют наушник в ухо, т.к. это система персонального мониторинга и она помогает артисту слышать себя на сцене. Всё потому что во время шумного концерта динамики направлены на зрителей, а сам исполнитель с трудом может услышать играющую мелодию. Более того, звучащая музыка отражается от окружающих поверхностей и не даёт артисту чувствовать ритм и контролировать тональность песни. Сливающиеся голоса вдохновлённых зрителей заглушают и голос певца. Исполнитель нередко начинает фальшивить, сбиваться с ритма и чувствовать себя менее уверенно.
В специальной системе мониторинга, а именно в наушниках, артист слышит мелодию собственной песни синхронно со звучащей из колонок музыкой. Гарнитура является неким дирижёром для артиста, который помогает ориентироваться и вступать вовремя. В зависимости от желаний артиста современные модели аппаратуры позволяют настроить звук по желанию выступающего
Можно акцентировать внимание именно на вокале певца, а можно сосредоточить звук на музыкальных инструментах. Нововведения в системе персонального мониторинга достигли того уровня, когда в одном ухе слышен исключительно голос, а в другом — мелодия песни. Так же гарнитура пригождается исполнителю для чего-то другого
К примеру, в них организаторы концерта могут сообщить ему о каких-либо изменениях в сценарии, или непредвиденных обстоятельствах
Так же гарнитура пригождается исполнителю для чего-то другого. К примеру, в них организаторы концерта могут сообщить ему о каких-либо изменениях в сценарии, или непредвиденных обстоятельствах.
Система персонального мониторинга используется и другими музыкантами на сцене, в частности, барабанщиками и гитаристами.
Вся система состоит из собственно гарнитуры, приёмника и включённого передатчика. Для профессиональных исполнителей девайс исполняется на заказ, по индивидуальному слепку уха.
Наушники применяются чаще всего на больших площадках, но никогда не применяется на акустических концертах.
Какого рода используются наушники
Одним из наиболее распространённых типов гарнитуры для певцов являются арматурные наушники. Их преимущество перед другими заключается в том, что они способны передавать детализированный звук со всеми его нюансами. Они звучат сбалансировано на всём диапазоне частот. Традиционные наушники не удастся скрыть от телевизионных камер. Тогда как арматурные довольно миниатюрные, чтобы остаться незамеченными.
Динамические наушники — менее удобный, но более доступный вариант для выступления перед публикой. Они устроены по той же системе, что используется в огромных колонках. Выглядят они как обыкновенная проводная гарнитура, спрятать которую можно только под одеждой. Звук в них не отличается качеством. Ещё их называют ушные мониторы.
Нам удалось выяснить, что гарнитура в ухе певца — это не часть образа, а особый аппарат, обойтись на сцене без которого очень непросто.
Функции
Беспроводное подключение – обеспечивает максимальную свободу передвижения, что важно при работе на сцене. В отличие от проводных моделей, такие микрофоны нуждаются в аккумуляторах, да и цена их выше
Среди других минусов: небольшая вероятность помех, ограниченное время автономной работы. Встречается в вокальных микрофонах.
Принцип работы: микрофон подключается к приемнику с помощью радиоканала, сам же приемник соединяется с усилителем проводным способом.
- Ручной – удерживается в руке. Широко используется при проведении концертов, фестивалей, презентаций, для пения с караоке.
- Петличный – освобождает руки пользователя. В основном применяется при записи телепрограмм.
- Головной – как и предыдущий вариант оставляет руки свободными, но находится намного ближе ко рту говорящего, что улучшает четкость звука. В некоторых ситуациях головной микрофон проще закрепить, чем петличный – он не предъявляет никаких требований к одежде.
- Ручной+головной, ручной+петличный – комбинации предыдущих типов, сочетающие их преимущества.
Радиосистема – беспроводной микрофон, оснащенный ресивером и другими приспособлениями, необходимыми для работы. Это решение более удобно, чем поиск и приобретение по отдельности дополнительного оборудования, прежде всего ресивера.
Гибкая ножка – позволяет менять положение капсюля без необходимости передвигать микрофон. Этой же цели служит и жесткая ножка с поворотным креплением, но по сравнению с ней гибкий аналог дает большую степень свободы. Используется в микрофонах для ноутбука, компьютера и микрофонах для конференций.
ФНЧ – фильтр низких частот (Roll-off). Понижает уровень низких частот, что улучшает качество звукопередачи. В итоге заметно уменьшается количество помех от шума ветра, дыхания человека, ударов по микрофону. Такая опция пригодится, чтобы контролировать «эффект приближения» (повышение громкости низких частот в случае приближения к источнику шума). Встречается в электретных и конденсаторных моделях.
Стереозапись – записывает звук с микрофона в стереоформате. Обычно такая функция реализуется в двунаправленных микрофонах, реже – в парных комплектах.
Аттенюатор – снижает уровень сигнала на выходе. Применяется для ослабления громкости звука с целью недопущения перегрузки оборудования.
Отключение микрофона – полезно в ряде случаев: при связи по Skype, чтобы собеседник не слышал посторонние разговоры; во избежание появления неприятного звучания в колонках из-за перестановки микрофона и так далее.
Регулировка чувствительности – дает возможность менять настройки микрофона исходя из текущей ситуации (прежде всего, громкость звука). При этом не нужно пользоваться регулировками в других элементах аудиосистемы.
Переключение ДН – позволяет выбирать диаграмму направленности (ДН) однонаправленного микрофона (кардиодная, суперкардиодная и так далее). В некоторых моделях эта опция используется для переключения между разными форматами работы (однонаправленный, двунаправленный, всенаправленный).
Выход на наушники – для подключения наушников к микрофону. Такой вариант характерен для студийных устройств, поскольку помогает контролировать качество вокала при записи. Чаще всего наушники подключаются через mini-Jack.
Классификация микрофонов по конструктивному исполнению
По конструктивному исполнению микрофоны можно разделить на:
- встраиваемые;
- ручные;
- настольные;
- петличные;
- головные;
- специального назначения.
К данной категории можно отнести и радиомикрофоны.
Примеры конструктивного исполнения изображены на рис.6.
Рис.6 – Примеры конструктивного исполнения микрофонов
Встраиваемые микрофоны
Данные микрофоны имеют различное исполнение и встраиваются непосредственно в техническое устройство (в устройства записи, переговорной, селекторной связи и т.д.). Встраиваемые микрофоны должны иметь высокую чувствительность, поэтому, как правило, это конденсаторные микрофоны с широкой односторонней направленностью (кардиоидные).
Ручные микрофоны
Ручные микрофоны можно разделить на вокальные и микрофоны тангетного типа (см. рис.6, справа).
Микрофоны тангетного типа широко используются для экстренных или служебных объявлений. Конструктивной особенностью данного микрофона является наличие клавиши (кнопки) – тангенты, размещаемой на корпусе и предназначенной для оперативного включения/отключения звука. Тангента снабжается пружинным механизмом, позволяющим автоматически сбрасывать (отключать) кнопку включения. Данная функция позволяет повысить надежность работы, особенно в случае высокоприоритетного использования (в случае подключения данного микрофона к высокому приоритету системы связи или оповещения).
Радиомикрофон
Радиомикрофон (РМ) представляет собой систему, состоящую из микрофона, малогабаритного передатчика, антенны и стационарного приемника (см. рис.6), предоставляющие пользователю свободу перемещения. Сам микрофон, в зависимости от способа применения, может иметь различную конструкцию:
- капсюль, передатчик и антенна размещены в одном корпусе (ручного) микрофона;
- капсюль и предусилитель (микрофонный усилитель) петличного или головного микрофона (гарнитуры) соединяется при помощи тонкого кабеля с карманным или поясным передатчиком.
Приемник радиомикрофона – отдельное устройство, снабженное одной или двумя антеннами. Радиоприемники работают, как правило, в УКВ диапазоне. В РМ используется принцип ВЧ модуляции. Звуковой сигнал от капсюля микрофона поступает на модулятор и передатчик, передается в эфир, далее поступает на приемник, детектируется и усиливается.
Современные РМ работают на дистанции 100-150м, используют принцип частотной модуляции , являющийся наиболее устойчивым к помехам. В последнее время появились модели РМ, использующие двух-поляризационный принцип, позволяющий увеличить стабильность приема. В такой системе два (ЧМ) сигнала различной поляризации передаются одновременно по двум каналам, повышая, тем самым, вероятность его приема (на двухантенный приемник). РМ имеют широкое применение, однако уступают проводным микрофонам по характеристикам, прежде всего из-за помех.
Настольные микрофоны
Работу и конструктив настольного микрофона рассмотрим на конкретном примере. На рис.7, изображен настольный микрофон ITC-ESCORT T-621.
Рис.7 – Конструктив микрофона, на примере модели ITC-ESCORT T-621
Настольный микрофон ITC-ESCORT T-621 предназначен для подачи речевых объявлений. Включение/отключение микрофона осуществляется кнопкой, размещенной на передней панели корпуса-подставки. При включении микрофона загорается индикатор, размещенный над кнопкой включения, а также светящееся кольцо, размещенное под капсюлем. Включение микрофона сопровождается гонгом (сигналом привлечения внимания). На дне подставки размещается включатель/выключатель, а также уровень громкости гонга. Микрофон может питаться как от адаптера, так и от батареи 9В (типа “Крона”) размещаемой в нижней части подставки под крышкой. Микрофон комплектуется источником питания – адаптером постоянного напряжения ±12В, микрофонным шнуром, дополнительным ветрозащитным чехлом.
Конструктивно микрофон представляет собой набор, состоящий из подставки настольного исполнения, к которой при помощи разъема крепится капсюль, соединенный с “гусиной шеей” и гибким держателем. Защитная сетка обеспечивает первичную защиту капсюля микрофона. В микрофоне применен капсюль электретного типа, обеспечивающий высокую чувствительность и минимальную неравномерность в заявленном частотном диапазоне.
Выбор микрофона
Правильно подобранный микрофон – залог качественной звукозаписи. Предварительно изучив вышеописанные характеристики, приступаем к выбору модели микрофона.
Во-первых, ставим перед микрофоном задачи и определяемся с областью его применения: караоке (нужна четкость передачи звука), инструментальная или вокальная запись в студии (высокая чувствительность, определенный частотный диапазон), концертное выступление (надежность и устойчивость к внешним условиям). От поставленных задач зависит расстановка приоритетов в характеристиках.
Сценические микрофоны, например, должны отличаться небольшими размерами, эргономичностью и универсальностью. Репортерские – надежностью и способностью выдержать любые погодные условия, узкой направленностью. Студийные музыкальные микрофоны хоть и должны отличаться особой чувствительностью и устойчивостью, но их нужно тоже выбирать по назначению: вокальные или инструментальные.
Не пренебрегайте такой характеристикой микрофона, как его внешний вид, дело не привлекательности устройства, а в комфорте его использования: как микрофон лежит в руке, не скользит ли, нет ли неприятных запахов, торчащих деталей и т.д.
Изучите, что входит в комплект покупаемого микрофона. Это могут быть гарнитура, крепление, ветрозащита и т.д. Да, на качество звука эти милые дополнения не влияют, зато что-то не придется докупать, что тоже приятно. Например, для репортеров обязательным аксессуаром являются ветрозащитный колпачок и удобное крепление.
Выбор микрофона – сложное и важное решение. Иногда опыт правильного подбора микрофонов приходит с годами, как и опыт использования различных методов звукозаписи и подзвучивания
Только практика сделает вас профессионалом, но начинать получать теоретические основы работы с микрофонами можно уже сегодня.
Основные характеристики микрофонов
Микрофоны характеризуются следующими параметрами:
- Чувствительность (микрофона) – отношение напряжения на выходе микрофона к воздействующему на него звуковому давлению при заданной частоте (как правило, 1кГц), выраженное в милливольтах на паскаль (мВ/Па). Чем больше это значение, тем выше чувствительность микрофона.
- Номинальный диапазон рабочих частот – диапазон частот, в котором микрофон воспринимает акустические колебания и в котором нормируются его параметры.
- Неравномерность частотной характеристики – разность между максимальным и минимальным уровнем чувствительности микрофона в номинальном диапазоне частот.
- Модуль полного электрического сопротивления – нормированное значение выходного или внутреннего электрического сопротивления на частоте 1 кГц.
- Характеристика направленности – зависимость чувствительности микрофона (в свободном поле на определённой частоте) от угла между осью микрофона и направлением на источник звука.
Чувствительность микрофона
Чувствительность микрофона M может быть представлена как отношение напряжения электрического сигнала на выходе Uвых к звуковому давлению на входе Pвх. На практике чувствительность микрофона измеряют в дБ:
M = 20 lg Uвых / Pвх,
где:
- Uвых – напряжение электрического сигнала на выходе, мВ;
- Pвх – звуковое давление на входе микрофона, измеренное на частоте 1кГц (на рабочей оси микрофона, при θ = 0°), Па.
Чувствительность микрофона определяется чувствительностью всех подсистем и существенно зависит от конструкции микрофона (формы корпуса), а также угла (θ) падения звуковой волны.
Назначение
В зависимости от сферы применения микрофоны делятся на следующие категории.
Измерительные микрофоны – применяются для измерения различных акустических характеристик помещений.
Концертные микрофоны – используются на живых концертах и выступлениях. Они должны отличаться повышенной надежностью, удароустойчивостью. Могут быть проводные микрофоны и радиомикрофоны (дают большую свободу передвижения по сцене, следовательно, более удобны).
Студийные микрофоны – используются для записи звука вокала и музыкальных инструментов. Они самые дорогие, однако существуют и бюджетные модели для записи звука в домашних условиях. Качество записи также зависит от оборудования, с которым будет использоваться студийный микрофон.
- Вокальные (акустические) микрофоны – используются для озвучивания и записи человеческого голоса. Отличаются подъемом АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) в области 2-4 кГц – это подчеркивает яркость вокала. Некоторые микрофоны хорошо показывают себя при записи струнных или духовых инструментов.
- Инструментальные микрофоны – позволяют озвучивать и записывать музыкальные инструменты. Для этих микрофонов характерен подъем АЧХ на частотах, присущих конкретному музыкальному инструменту. Поэтому такие модели выбираются под определенные виды инструментов: например, один и тот же микрофон может лучше работать с фортепиано и хуже с ударными.
Компьютерные микрофоны – наиболее дешевые и простые модели. Используются в основном для общения через Интернет, например, в Skype, для озвучивания видеороликов. Требования к ним значительно ниже. Прежде всего, микрофоны должны быть удобны для пользователя.
По устройству различают несколько видов компьютерных микрофонов:
- настольные микрофоны – представляют собой подставку с прикрепленным к ней микрофоном. Неудобство состоит в том, что нужно неподвижно держать голову на постоянном расстоянии от микрофона, чтобы звук был равномерным;
- микрофоны-петлички – конструкция, которая крепится с помощью прищепки к одежде. Недостаток – удаленность от головы. Чтобы звук был достаточно четким необходимо увеличивать чувствительность микрофона, но при этом будут сильно слышны посторонние звуки;
- гарнитуры – наиболее популярные конструкции, состоящие из наушников и микрофона.
Бывают микрофоны для ноутбука, телефона и планшета: от компьютерных отличаются только лишь конструкцией. Особой популярностью не пользуются.
Другие виды микрофонов
Микрофоны для видеокамеры – используются в тандеме с видеокамерой, для чего предусмотрено соответствующее крепление на ее корпусе.
Микрофоны для диктофона – применяются для работы вместе с диктофонами. Хотя в этих приборах имеется встроенный микрофон, внешнее устройство во многих случаях работает эффективнее.
Микрофоны для видеопроизводства – подразделяются на две категории:
- для «полевых» репортажей – динамические всенаправленные микрофоны, которые отличаются хорошей чувствительностью;
- для студийной работы – конденсаторные одно- или двунаправленные модели, обеспечивающие высокое качество передачи звука.
Микрофоны для конференций – применяются в пресс-центрах, на трибунах
Дают хорошее качество звукопередачи независимо от положения оратора по отношению к микрофону, что важно для комфортного выступления
Направленность
Данная характеристика отображает чувствительность микрофона к месту расположения источника звука.
Виды микрофонов в зависимости от направленности.
Одно- или двунаправленные микрофоны – воспринимают звук только с одной или двух сторон. Виды направленностей:
- кардиоидная направленность – микрофон воспринимает только звук, идущий спереди. Звуки с остальных сторон практически игнорируются;
- суперкардиоидная направленность – область, в которой микрофон воспринимает звук уже, чем у предыдущей версии. Также он частично улавливает звук, идущий сзади;
- гиперкардиоидная направленность – аналогична суперкардиоидной, однако “задняя” зона восприятия звука чуть больше;
- полукардиоидная направленность – характерна для микрофонов, которые необходимо располагать на какой-либо поверхности;
- восьмерка – микрофоны с такой направленностью воспринимают звук, поступающий спереди с сзади одинаково хорошо, но полностью игнорируют звуки, идущие сбоку.
Всенаправленные – такие микрофоны воспринимают звук с любой точки расположения источника звука. Вариантом всенаправленных микрофонов являются устройства с полусферической направленностью – они воспринимают звук из полусферы, передней либо задней.
Некоторые модели имеют переключатель направленности, позволяющий изменять их в зависимости от применения микрофона. Это особенно полезно для студийных микрофонов.
Производитель
При выборе бюджетного микрофона следует обратить внимание на продукцию низшего ценового сегмента: A4Tech, Canyon, Gembird, Genius, Sven, Bravis, Defender, DeTech, Kanen, Plantronics, Supra. Как правило, это китайские или местные малоизвестные бренды
Такие микрофоны – самые простые устройства, подходят в том случае, когда качество звучания не играет особо важной роли. Например, для звонков через Skype, компьютерных играх
Группу качественных изделий составляют микрофоны Nikon,Olympus,Panasonic,Philips,
Pioneer, Sony, Logitech. Все эти бренды зарекомендовали себя высоким качеством продукции, надежностью и отличным сервисным обслуживанием. Такие микрофоны обеспечивают хорошее звучание, однако не являются профессиональными. Подойдут для домашнего применения, например, озвучки видеороликов, любительской записи музыки.
Лидерами среди производителей микрофонов для профессионального применения составляют Rode, AKG, Sennheiser, Shure, Telefunken, Neumann. Устройства обеспечивают максимальное качество записи звука. Используются во многих студиях звукозаписи, радиостудиях. Эти производители также выпускают вполне бюджетные модели для начинающих музыкантов.
При выборе следует помнить, если у вас ограниченный бюджет и основное применение микрофона – это домашнее использование, то можно ограничиться покупкой динамического микрофона. Если вам необходимо добиться максимального качества записи голоса, музыкальных инструментов, то необходимо приобрести более дорогой конденсаторный микрофон.
Классификация микрофонов по характеристике направленности
Когда микрофон находится в различных положениях относительно источника звука, его чувствительность меняется. Зависимость чувствительности от угла определяется коэффициентом направленности. В зависимости от коэффициента направленности микрофоны можно разделить на направленные и ненаправленные. Направленные микрофоны имеют высокую чувствительность в одном направлении, обеспечивающую высокую дальность приема. Не направленные микрофоны имеют меньшую чувствительность равномерную по всем направлениям, используются для минимизации влияния посторонних шумов.
Направленность микрофона определяется несколькими параметрами (характеристиками).
Направленность микрофона R(θ) определяется его чувствительностью M(θ) при произвольном угле падения звука (θ) к его чувствительности на рабочей оси (при, θ = 0°), измеренных:
- в свободном поле;
- на определенном расстоянии (например, 1м);
- на определенной частоте (или в определенной полосе частот).
Данная зависимость называется характеристикой направленности микрофона (ХН):
R(θ) = M(θ) / M(0),
где:
- M(θ) – чувствительность микрофона при произвольном угле падения звука (θ), дБ;
- M(0) – осевая чувствительность микрофона, дБ.
Коэффициент направленности Ω определяется как отношение квадрата осевой чувствительности микрофона M(0) (в условиях свободного поля) к квадрату чувствительности, усредненной по всем направлениям Mср, измеренных на одной и той же частоте или в полосе частот:
Ω = M(0)2 / Mср2.
Для практической оценки направленности микрофона используется величина, называемая индексом направленности I, дБ:
I = 10 lg Ω = 20 lg (M(0) / Mср).
В зависимости от ХН микрофоны делятся на:
- ненаправленные (круговые);
- двунаправленные (восьмерка);
- направленные (кардиоидные);
- узконаправленные (суперкардиоидные);
- остронаправленные (гиперкардиоидные).
ХН, представляемая в полярных координатах, называется диаграммой направленности (иногда, чувствительности) микрофона (ДН). На рис.3 представлены примеры ДН.
Восьмерка | Кардиоида | Гиперкардиоида |
Рис. 3 – Примеры диаграмм направленности микрофона
Ненаправленные микрофоны – микрофоны с круговой ДН, во всех направлениях имеют одинаковую, как правило, небольшую чувствительность. Микрофоны с данной направленностью хорошо справляются с посторонними шумами и используются в тех случаях, когда источник звука меняет направление. Данные микрофоны применяются для подзвучивания на концертах, используется для звукозаписи, например, при работе журналистов на улице в ветреную погоду.
Двунаправленные микрофоны – восьмерочные имеют одинаковую чувствительность в обоих направлениях вдоль рабочей оси и минимальную по бокам. Возможное применение такого микрофона – запись разговора во время интервью или конференции.
Направленные микрофоны – однонаправленные или кардиоидные – характеризуются максимальной чувствительностью в широком фронтальном угле раскрыва. Такие микрофоны имеют повсеместное применение.
Узконаправленные микрофоны – суперкардиоидные имеют высокую чувствительность в прямом направлении (вдоль рабочей оси) и в узкой диаграмме направленности. Такие микрофоны используются для записи или усиления звука от удаленного источника.
Остронаправленные микрофоны – гиперкардиоидные имеют самую большую направленность среди всех микрофонов. Данные микрофоны практически не захватывают посторонние отражения и шумы, используются в специальных целях.
Характеристики направленности микрофонов, в зависимости от ДН, можно представить в виде таблицы (см. Таб.1).
Таблица 1
Характеристики направленности микрофона в зависимости от ДН
Интерфейсы
XLR – такое подключение устойчиво к помехам, надежно фиксируется в гнезде. Минус – большой размер разъема. Микрофоны с XLR относятся к профессиональным моделям, где требуется высокое качество передачи сигнала.
mini-XLR – уменьшенный вариант предыдущего интерфейса. Используется в более компактной технике.
mini-Jack (3.5 мм) – широко распространенный интерфейс. Данное подключение обеспечивает сравнительно невысокое качество передачи сигнала. Для профессиональной работы микрофоны с интерфейсом mini-Jack не подойдут.
Jack (6.35 мм) – средний вариант между mini-Jack и XLR. Подобный вариант дает более надежное соединение, снижает возможность появления помех. Увеличение размера такого разъема усложняет его использование в портативном оборудовании. Чаще всего интерфейс Jack используется в микрофонах для караоке.
TA4F – специальный разъем, имеющий небольшие размеры. Встречается в профессиональных микрофонах, например, компактных петличных и головных моделях.
USB – чаще всего используется в студийных микрофонах.
Lighting/30-pin – применяется в микрофонах для телефонов и планшетов компании Apple. 30-pin – устаревший интерфейс (до 2011 включительно), Lighting используется в современной технике (с 2012). Для соединения этих разъемов нужен переходник.
Иногда в микрофонах встречаются фирменные интерфейсы – они применяются определенными производителями.