История богемского стекла
История стекла в Европе берет свое начало с первой половины 17 века. Именно тогда была выведена уникальная формула, согласно которой в сырье добавлялось определенное количество оксида свинца. Это позволило существенно изменить характеристики готовых стеклянных изделий. Хрусталь легче полировать, а при гранении изделие становится более красивым.
Откуда пошло название «богемское стекло»? Ранее Чехия звалась Богемией. В те времена мастеров по выдуванию стекла и резчиков практически не было, потому хрустальные и стеклянные изделия могли позволить себе лишь богатые люди и представители высших сословий. Активное развитие стекольного производства началось в 12 веке и уже к концу 14 столетия изделия из стекла могли позволить себе все, даже мещане.
Природный хрусталь — это очень редкое сырье, поэтому чехам удалось создать его искусственный аналог. Добавляя в стекло барий и свинец, были достигнуты характеристики, не уступающие натуральным.
Чешский ювелир Каспар Леман, работающий при дворе императора Рудольфа II, применил древнеримскую технику резьбы по хрусталю, тем самым прославив богемское стекло на весь мир. С помощью тонкой гравировки стекло становилось схоже с бриллиантом, что и привлекало коллекционеров и ценителей прекрасного.
Как мастера добились идеальной прозрачности стеклянных изделий? Дело в том, что пески в Богемии содержат минимальное количество окисей железа. К тому же секреты стеклодувов столетиями передавались из поколения в поколение. Умения оттачивались, технологии совершенствовались и в итоге чехи стали производить идеальные вещи, ценность которых известна по всей Европе.
В Чехии до сих пор сохранились старинные традиции производства хрусталя и гладкого стекла, которое гравируется, шлифуется и расписывается в особенных техниках. Большинство изделий обрабатываются вручную, поэтому и цены на них устанавливаются соответствующие.
Витражные окна и монахи
Первыми мастерами, кто занимался производством стекла, были монахи, которые в те далекие времена средневековья, являлись единственными учеными. Они занимались росписью и делали части для знаменитых витражных окон в костелах. В чешских гутах (плавильнях) варили практически прозрачное стекло, а также цветное, с помощью добавления оксидов различных металлов.
Кроме витражей, монахи делали церковную стеклянную утварь. Позже с развитием цехового производства богемские ремесленники объединялись, строили мастерские. Тогда же появились названия поселений – «Старый стекольщик» «Стеклодувы». Ассортимент изделий расширился, наладилось изготовление бокалов с наклеенными бусинками, бутылей с горлышками из переплетенных трубочек для вина, аптекарских сосудов, украшений.
Самым лучшим, тогда считалось Муранское (венецианское) стекло, чья технология тщательно охранялась. Со временем, некоторые мастера из Венеции переселялись в Европу, и постепенно богемские ремесленники узнали многие тайны материала. Но венецианское стекло было слишком мягким и хрупким, его трудно было резать, поэтому после многих проб, в Чехии улучшили состав сырья, заменив соду карбонатом кальция, полученного из древесной золы. Изделия стали более прочными, а стенки сосудов толще. Материал резали корундовым колесом с алмазной гранью. Состав имел зеленоватый оттенок, поэтому его называли «лесным».
Появление богемского хрусталя
Затем мастера стали добавлять оксид свинца, благодаря этому, богемское стекло получило новые свойства – особую прозрачность, блеск и сияние. Мастерство стеклодувов совершенствовалось. Они уже не подражали заносчивым венецианцам, а стали соперничать с ними. А когда в семнадцатом веке, у мастера Мюллера получилось выплавить прозрачный состав необыкновенной искристости, чистоты и отличающееся цветными переливами, весь мир заговорил о «богемском стекле».
В конце девятнадцатого века стекольные мануфактуры перешли на газовые плавильные печи. Это привело к тому, что выпускаться изделий стало значительно больше, а себестоимость понизилась. И тот богемский хрусталь, что раньше стоял на столах королей и вельмож, стал появляться у людей среднего достатка.
Чешские умельцы всегда берегли свои традиции. До сих пор некоторые операции делаются только вручную – шлифовка, позолота, огранка. Ежегодно создают десятки миллионов изделий, которые мгновенно раскупают во всем мире. Использование старинных технологий, новейших дизайнерских решений и современной техники, помогает добиваться чешскому стеклу из Богемии — высоко качества, непреходящей красоты, потрясающего изящества по очень приемлемым расценкам.
Девять способов отличить хрусталь от стекла
- Хрусталь всегда холоднее стекла при условии, что если оба предмета находятся в одинаковых условиях. При нагревании хрусталь тоже нагревается гораздо медленнее;
- Хрусталь труднее повредить, чем стекло. Этот материал сложнее поцарапать, но не забывайте, что хрустальные изделия все равно остаются хрупкими. Поэтому они требуют аккуратного обращения и бережного ухода;
- Присмотритесь в структуру изделия. У стекла заметны маленькие газовые пузырьки, на хрустале таких пузырьков нет;
- Поднесите изделие на свет и посмотрите через материал. На стеклянных предметах вы увидите свили или линии течения. На настоящем хрустале таких линий нет;
- Если смотреть через стекло на предметы, они слегка увеличиваются. Если смотреть на предметы через хрусталь, они раздваиваются;
- Приложите ладонь к стеклу, и оно быстро нагреется. Хрусталь же останется прохладным;
- При проведении мокрым пальцем по натуральному материалу появится чистый и слегка звенящий “хрустальный” звук. У искусственных изделий такого звучания нет;
- Если стукнуть по хрусталю пальцами, звук будет нарастающим и продолжительным, звонким и прозрачным, что не характерно для стеклянного материала. В последнем случае звук глухой и короткий;
- На стекле могут быть посторонние вкрапления и газообразные пузырьки, хрусталь максимум может содержать мелкие трещинки и незначительные помутнения.
Как выбрать хрустальную вазу?
Хрусталь с давних времен ценят за красоту и природную чистоту. Изделия из него раньше могли позволить только обеспеченные люди. Сегодня материал стал более доступным. Из огромного разнообразия изделий выделяют великолепные хрустальные вазы, купить которые по низким ценам можно в интернет-магазине https://www.xrustalik.ru/hrustal-i-steklo/hrustalnye-vazy/.
Виды хрустальных ваз
Хрустальная ваза – это нестареющая стильная классика, актуальная в любое время. Изысканный нарезной узор на поверхности натурального материала создает уникальную игру со светом, переливаясь под солнечными лучами или искусственным освещением. Использовать изысканный сосуд можно не только для цветов. Он великолепно смотрится и в качестве самостоятельного предмета декора.
Вазы, представленные в интернет-магазине Xrustalik.ru – настоящие произведения искусства. Они станут украшением любого интерьера.
На что обратить внимание при выборе?
Хрустальная ваза – это не только оригинальное дополнение дизайна интерьера, но и прекрасный подарок близкому человеку. Но, чтобы выбрать действительное качественное изделие, обратите внимание на несколько моментов:
- Слегка простукиваем поверхность. Хрусталь издает приятный, нежный звон, в отличие от обычного стекла.
- Смотрим на естественность бликов – на настоящем хрустале они вместе с гранями будут красиво переливаться. В подделке яркой игры света нет.
- Уделяем внимание цене. Качественные изделия из натурального хрусталя никогда не будут стоить дешево. Стоимость складывается из вида материала, бренда, формы и оформления.
- Разнообразие форм и размеров – в каталоге Hrustal-mag представлены десятки изысканных изделий, и важно заранее знать параметры изделия, чтобы покупка порадовала.
- Смотрим на маркировку. Показатели оксида свинца не должны быть ниже 13%. В идеале значение – 24-30%.