Как правильно настроить?
Если вы установили пассивную аудиосистему, то для подключения вам потребуется двухполосный усилитель звука. Если колонок в вашем распоряжении много, то лучше взять четырехканальный, поскольку на двухканальный невозможно единовременно подключить и усилитель, и сабвуфер – в этом случае мощность будет чересчур высокой, и устройство может перегореть.
Колонки подводят к усилителю через кабель, как правило, это RCA. Чуть реже используют состоящий из двух проводов «тюльпан», он включает красный и белый провода, предназначенные для различных каналов. Одним краем провод подключается к акустическим колонкам, другим – к соответствующему разъему на корпусе усилительной установки. Затем усилитель подводится при помощи провода к устройству, отвечающему за выведение звука (компьютеру, телевизору либо плееру).
О мощностях колонок и усилителях подробнее смотрите далее.
Чем отличаются автомобильные усилители от домашних?
На самом деле, сама усилительная часть — особо ничем. Разве что блок питания здесь работает не от бытовых 220 Вольт, а от бортовой 12-вольтовой сети. Принципиальных же отличий, на мой взгляд, два.
Импульсный блок питания занимает немалую долю внутреннего пространства усилителя
Во-первых, большинство автомобильных усилителей универсальны в плане подключения: они предусматривают как обычное подключение нагрузки, так и мостом к паре каналов. Эта возможность позволяет использовать обычные широкополосные усилители не только для подключения акустики, но и для подключения сабвуферов. Последние всё же более «прожорливы» в плане мощности. Простейший вариант, который по праву можно назвать классическим — это 4-канальный усилитель, два канала которого работают на фронтальную акустику, а два оставшихся включаются мостом на сабвуфер.
Схема с 4-канальным усилителем, работающим на фронтальную акустику и сабвуфер, по праву считается классикой автомобильных аудиосистем
Второе принципиальное отличие автомобильных усилителей от домашних — это оснащение. Домашние в большинстве своём — чистые «оконечники». В автомобиле же, как минимум, приходится использовать фильтры.
Например, всё та же простейшая схема с четырёхканальником, к которому подключена фронтальная акустика и сабвуфер. В большинстве случаев акустическое оформление для фронтальных НЧ/СЧ-динамиков реализовано в дверях. Скажем прямо, оно не самое лучшее, а значит, нижний бас желательно ослабить, и в этих каналах нужен ФВЧ. Сабвуфер, напротив, не должен петь голосом, а значит, в этих каналах нужен ФНЧ. Оптимальная частота стыка акустических систем и сабвуфера обычно находится в промежутке между 50 Гц и 100 Гц — чуть ниже, чем принято делить в домашних системах. Пассивное деление тут не прокатит, мотать катушки размером с запасное колесо — нет уж, увольте. А вот активное деление — самое то. Поэтому исторически так и сложилось, что минимальное оснащение усилителя — это активные фильтры НЧ и ВЧ. В основном регулируемые, но встречаются и с фиксированной частотой настройки.
Регулируемые фильтры НЧ и ВЧ есть в подавляющем большинстве автомобильных усилителей
Ну а дальше — больше. К примеру, если предполагается поканальное включение акустики с активным делением, то усилитель должен иметь фильтры с более широкими пределами регулировки. Некоторые олдскульные модели имеют даже переключатели крутизны среза фильтров. Скажем, JL Audio в своё время промышлял подобным. И так по нарастающей, вплоть до оснащения усилителя встроенным процессором и превращения его в настоящий «звуковой комбайн».
Виды автомобильных усилителей для колонок
По количеству каналов они бывают одноканальные или моноблоки, до 6 канальных. По классу они делятся на:
- АВ (аналоговый тип, показатель мощности не высок, но зато обладают высоким качеством звука);
- Тип D (цифровые, имеют высокий показатель по мощности и низкий по качеству звука).
Очень популярны усилители с 1 каналом, применяемые для сабвуферов, они подходят для низкоомной нагрузки, если сабвуфер имеет большее сопротивление, то можно выбрать усилитель на 2 канала, используя мостовую схему для его подключения.
Кстати 1 канальные усилители по классу относятся, обычно, к типу D, т. к. там важна именно мощность, а качество на втором месте. Кроме того, регулировка громкости здесь может быть отдельной, что очень полезно, когда такая функция отсутствует на магнитоле.
Типы усилителей
На рынке представлен широкий ассортимент автоусилителей с диапазоном мощности от 10 Ватт до 10 кВатт на один канал.
Устройства делятся на типа:
- Моноблоки (одноканальные)
- Многоканальные (от 2-х до 6-ти каналов)
- Оснащенные процессором звука
Моноблок – одноканальное устройство, используемое в автомобильной акустике для усиления сабвуфера. Все моноблоки принадлежат к классу D, так как сабвуферу необходимы контроль и высокая мощность, а не качество звука. Обычно моноблоки выпускаются с большим количеством кроссоверных настроек в диапазоне низких частот, и многие из них имеют собственный регулятор громкости
Это важно для штатной автомагнитолы, в которой не предусмотрена своя регулировка громкости сабвуфера
К сабвуферу, имеющему малую мощность, подойдет почти любой одноканальный усилитель. Для качественного звучания аудиосистемы будет достаточно купить двухканальный усилитель и подключить его по мостовой схеме.
Двухканальные усилители применяются для пары динамиков и для подключения сабвуфера на мостовом соединении. Стоят такие устройства на порядок дешевле моноблоков и дают меньше мощности.
Четырехканальные усилители подойдут для подключения 4-х динамиков. Подходят они и для системы из сабвуфера и двух динамиков. Подобные устройства широко применяются для акустических систем в машине.
Усилители, имеющие встроенный процессор звука, выделяют отдельно. В системе со штатным головным устройством часто отсутствует полноценная составляющая сигнала. Поэтому для получения хорошего чистого звучания применяется процессор звука, что автоматически увеличивает стоимость устройства.
Классы усилителей
В зависимости от КПД и от уровня искажения выходного сигнала усилители подразделяются на классы.
- Аналоговые. А,В – аналоговые усилители с высоким качеством усиления, невысоким КПД (20%) и малой мощностью. Они отличаются хорошей чистотой воспроизведения звука. Аналоговый усилитель обойдется в значительную сумму при покупке.
- Цифровые. D, Е, F, S, T – цифровые усилители, которые имеют высокий КПД и большую мощность при минимальном потреблении. Но при этом по качеству уступают классу АБ.
Выбираем провода для подключения усилителя
Теперь рассмотрим, как подключить усилитель в машине. Сейчас в продаже есть сразу целые наборы для подключения акустики. Однако, у проводов в наборах качество довольно сомнительное. Лучшим вариантом является покупка специальных акустических проводов.
Важно! Бытовые провода для подключения системы динамиков не подходят.
Для задних и передних колонок пойдет ПВС кабель с сечением 2х2.5 мм, для высокочастотных (пищалок) подойдет провод с сечением 2х1.5 мм, для сабвуфера 2х4 мм.
Важно! Правило: чем длиннее проводник, тем он должен быть толще.
Питание усилителя осуществляется от АКБ проводами типа КГ-25 или 35.
Усилитель в автомобиль
Для многих водителей одной из важнейшей опции системы комфорта автомобиля является громкий и качественный звук. Нередко новички-автомобилисты, покупая новую магнитолу, разочаровываются в ее мощности, хотя на упаковке нарисованы разрывающиеся динамики. Некоторые пытаются решить проблему, приобретая более мощные динамики, но громкость становится еще меньше. На самом деле причина заключается в том, что выходной мощности головного устройства не хватает, чтобы заставить динамики в машине звучать громче. Для решения проблемы в аудиосистему подключают усилитель. Разберемся, как он работает, какие они бывают, а также как его правильно подключить.
Именитость производителя.
При покупке усилителя крайне важно обращать внимание на то, какой производитель его изготовил. Если приобрести товар кустарного производства, то вряд ли можно рассчитывать на хорошее качество звука. Лучше всего обратиться к бредовым маркам, которые давно на рынке и уже завоевали уважение и дорожат репутацией
К примеру, такие фирмы как Hertz, Alpine, DLS, Focal. Из более бюджетных можно обратить своё внимание на такие бренды как; Alphard, Blaupunkt, JBL, Ural, Swat и т.д
Лучше всего обратиться к бредовым маркам, которые давно на рынке и уже завоевали уважение и дорожат репутацией. К примеру, такие фирмы как Hertz, Alpine, DLS, Focal. Из более бюджетных можно обратить своё внимание на такие бренды как; Alphard, Blaupunkt, JBL, Ural, Swat и т.д
Как выбрать усилитель звука в машину
В связи с тем, что основное назначение усилителя – улучшение качества звучания, то и подходить к его выбору необходимо ответственно. Чтобы не ошибиться с выбором, необходимо ориентироваться на следующие параметры:
- класс;
- количество каналов;
- мощность.
По первому параметру все усилители делятся на:
- А. имеет низкий КПД, но выдает хороший уровень звучания с минимальными искажениями. Потребляет достаточно много энергии.
- В. Имеет высокую мощность, но заметно искажают звук. Обладают высоким КПД и улучшенной термостабильностью.
- С. Достаточно высокий КПД, но выдает искаженный сигнал. Не подходит для акустики высокого класса.
- А/В. Имеют усредненные показатели первого и второго типа.
- D. Цифровые усилители, мощные и компактные, способны выдать очень чистое звучание.
По количеству каналов они делятся на:
- Моноблок. Используется подключения сабвуфера, работающего с нагрузкой 1 или 2 Ом. В случае большей нагрузки рекомендуется использовать двухканальный усилитель.
- Двухканальные. Позволяют подключать два динамика или сабвуфер.
- Трехканальные. Можно подключить два динамика и сабвуфер.
- Четырехканальные. Используются для подключения четырех динамиков, двух колонок и двух сабвуферов или же пары сабвуферов.
- Пятиканальные. Позволяют подключить четыре динамика и сабвуфер.
Существуют также шестиканальные модели, но они очень редкие и практически не используются.
Что касается мощности, то здесь существует деление на максимальную и номинальную. Выбирать необходимо по последней, потому что именно она указывает на мощность при 1% искажений.
Kicx SP 4.80AB – от 4 500 руб.
Характеристика | Показатель |
---|---|
Мощность на канал (4 Ом) | 80 Вт |
Мощность на канал (2 Ом) | 120 Вт |
Коэффициент гармоник | 0.01 % |
Отношение сигнал/шум | 88 дБ |
Макс. ток предохранителя | 60 А |
Фильтры | ВЧ, НЧ |
Прекрасное устройство для хорошего баса начального уровня или качественной аудиосистемы. 4-канальный усилитель выдает 80 Вт с канала, а при подключении мостом отдает внушительные 240 Вт. Этого хватит чтобы раскачать бюджетные сабвуферы.
Регулировки как у всех с максимальным диапазоном от 50 герц до 5 килогерц, хотя предыдущий усь регулировался до 8 килогерц.
Неплохую начальную аудиосистему с четырьмя колонками и одним 12-дюймовым сабвуфером он держит без проблем. Если будете его сильно напрягать, то конечно уйдет в защиту, но даже максимальную мощность он способен держать некоторое время.
Особенности
Определив вид автоусилителя, вам необходимо взять на вооружение советы наших специалистов, которые помогут вам разглядеть в особенностях каждой понравившейся модели аргументы и факты, так или иначе влияющие на стоимость модели.
Мощность
Обязательно обратите внимание на мощность усилителя — это гарантированно убережёт вас от неправильной покупки. Помните также о том, что относительно автоусилителей существует два понятия мощности: номинальная и максимальная
Последняя отличается тем, что она заявлена производителем и, на самом деле, усилитель может на деле оказаться менее мощным;
Кроссовер. Не секрет, что практически любой современный автомобиль оснащён кроссовером, который служит для обрезания частоты которые усиливаются усилителем снизу;
Производитель. Если вы имеете хоть малейшие сведения о том, какой должна быть аудиосистема в автомобиле, то вы наверняка знаете о том, как выбрать усилитель в машину. Но далеко не все знают, что производитель играет большую роль и зачастую отражается на качестве звучания и долговечности покупаемых «примочек».
Следовательно, несложно сделать вывод, что для того, чтобы выбрать усилитель в машину,достаточно лишь разбираться в его особенностях
Важно лишь оперировать полученными знаниями во время обозрения многообразного модельного ряда, предлагаемого автомагазином, и не поддаваться на низкие цены или громкие заявления о высочайшем качестве
Чувствительность, резонансная частота и характер звучания автоакустики
Конечно, при выборе динамиков важны размер и их мощность, но ключевое значение играет параметр чувствительности (звуковое давление), резонансная частота (Fs) и общая добротность звучания (Qts).
При этом справедливы следующие утверждения:
- Чем выше параметр звукового давления (чувствительности), тем лучше. Оптимальным считается показатель в рамках 92–94.
- Рекомендуемая величина резонансной частоты должна варьироваться в пределах 60–75, при этом чем ниже этот параметр, тем более глубокий бас автовладелец получит в итоге.
- Показатель Qts в идеале должен превышать 0,6, особенно если динамики установлены в дверях автомобиля.
Подбор усилителя в зависимости от цели использования
Все усилители имеют сходные характеристики, по которым реализуется подбор
Однако в зависимости от целей использования возникают дополнительные особенности, которые важно учитывать
Для дома
Большая часть домашней воспроизводящей техники уже оснащена встроенным усиливающим аппаратом, поэтому отдельный блок приобретается не так часто. И применение в этом случае обусловлено не столько увеличением громкости, сколько устранением помех.
Рекомендации, облегчающие выбор усилителя для акустики дома:
- Лучше выбирать устройства в тех магазинах, где доступна их проверка.
- Желателен запас мощности, поскольку эксплуатация на больших мощностях способна сократить ресурс изделия.
- Мощность каждого канала составляет 3-5 Вт на кв.м. Причем если комната площадью до 15 кв. м, рассчитать нужный показатель можно с нижней границей 3 Вт, а если больше 20 кв.м, то расчет ведется с использованием показателя 5 Вт на кв.м.
- Желательно выбрать усилитель для колонок домой с резьбовыми разъемами. Они гарантируют плотный контакт и отсутствие помех.
- При необходимости получить теплый звук, дома можно использовать ламповые модели Sum.
Для автомобиля
Усилители в авто ставят для повышения мощности динамиков и сабвуфера. Встречаются аппараты, оснащенные от 1 до 6 каналами. Одноканальная модель может работать с колонками высокой мощности, тогда как двухканальный рассчитан на получение стереозвучания на акустической системе 2.0.
Если в машине надо усилить сабвуфер и две колонки для совместной работы, потребуется трехканальный аппарат с конфигурацией 2.1. Но самыми популярными среди автомобилистов считаются четырехканальные модели с возможностью подключения четыре источника звука.
Модели с 5 или 6 каналами расширяют возможности по организации звука в автомобиле, однако они потребуют серьезных вложений. Шестиканальные аппараты крайне полезны при организации аудиосистемы 5.1 с пятью направленными колонками (включая боковые и фронт) и сабвуфером на одной линии.
При выборе автомобильного усилителя необходимо отталкиваться от тех же критериев, что и при выборе бытовых моделей. Популярным производителем ресиверов для авто считается компания Kenwood.
Для концертной акустики
Концертные модели представляют собой сложные напольные аппараты с дополнительными динамиками, блоками спецэффектов, а также блоком управления тембром звучания.
Лучше подбирать усилитель для пассивных колонок уже после выбора акустики
При этом крайне важно учитывать следующие показатели: допустимая мощность, чувствительность, электрическое сопротивление
Не стоит использовать в профессиональной сфере бытовые усиливающие приборы. В них средства защиты примитивны, а сами модели не рассчитаны на интенсивную эксплуатацию на высоких мощностях от 100 ватт до 500 ватт или даже нескольких киловатт.
Отдельно стоит рассматривать следующие факторы:
- соответствие площади зала или открытого пространства, на котором требуется поставить акустику;
- для концертных усилителей нужен запас мощности;
- желательно взять модель с минимальным значением искажений;
- диапазон частот – от 16 до 100 000 Гц.
Лучшие недорогие усилители (одноканальные)
Одноканальный усилитель отличается от обычных тем, что имеет выход только на один канал. Они не подходят больше ни для чего, кроме как для низкочастотных динамиков. Поэтому их еще именуют сабвуферными моноблоками. Вся их конструкция ориентирована исключительно на усиление и улучшение звучания низких частот. Среди особенностей данного типа усилителей можно выделить следующие:
Превращение любого сигнала в моно режим. Даже если на него подается стерео сигнал с магнитолы, он суммирует его и на выходе выдает моно сигнал, идущий на сабвуфер.
Обязательное наличие фильтра высоких частот. С его помощью осуществляется обрезание всех частот, принадлежащих к диапазону, расположенному выше фильтра. Это необходимо для более качественного звучания сабвуфера.
Присутствие во многих моделях так называемого сабсоника. Этот фильтр, предназначен для отсечения сверхнизких частот, расположенных в диапазоне от 5 до 30 Гц
Это очень важно, потому что попадание данных частот на динамик может привести к быстрому выходу из строя. Особенно это касается фазоинверторных сабвуферов.
Очень высокая мощность
При нагрузке 4 Ом мощность канала не бывает ниже 150 Вт, но чаще она гораздо.
1. EDGE EDA1500.1-E8
Yandex.RTB R-A-260651-3
Данное устройство является достаточно неплохим усилителем на сабвуфер. Его параметры позволяют добиться из обычной аудиосистемы достаточно качественное звучание. Однако для этого необходимо внимательно отнестись к правилам подключения, проверив всю проводку и убедившись, что она справится с мощностью усилителя.
Рекомендуется для любителей качественной музыки и глубокого баса, которые не могут себе позволить слишком высокие траты на акустику.
Достоинства:
- высокая мощность;
- наличие фильтров высоких и низких частот;
- наличие предохранителя.
Недостатки:
размеры не всем покажутся компактными.
2. MAGNUM MAM 1.2000BS
Этот хороший одноканальный усилитель относится к серии BASIC. Все ее представители могут считаться надежной основой для аудиосистемы любого автомобиля, суммарная мощность RMS которой не превышает 3200 Вт. Исполнение корпусов в виде узких радиаторов позволяет оперативно отводить тепло и избегать перегреву устройства. Также это позволяет компактно разместить пару усилителей (на динамики и на сабвуфер). Стабильная работа и низкий уровень искажений обеспечивается применением высокотехнологичных микросхем.
Достоинства:
- наличие усилителя басов;
- низкие искажения;
- надежная защита от перегрузки;
- наличие фильтра низких частот;
- высокая номинальная мощность.
Недостатки:
отсутствие фильтра высоких частот.
3. Kicx SP 600D
Это устройство вполне может претендовать на звание лучший сабвуферный одноканальный усилок в бюджетном сегменте. И, тем не менее, даже принадлежность к низшему ценовому сегменту, оно имеет все необходимое для удовлетворения запросов потенциального покупателя. В нем имеется функция задержки при включении. Автомобильный усилитель способен стабильно работать при нагрузке в 1 Ом и оснащается выносным регулятором уровня сигнала. Благодаря толстым ребрам усилитель весьма эффективно охлаждается.
Достоинства:
- достаточный уровень мощности;
- наличие фильтра низких частот;
- функция усиления баса;
- защита от замыкания и перегрузки.
Недостатки:
дизайн на любителя.
4. SWAT M-1.500
Этот цифровой усилитель способен выдавать высокую мощность при не очень высоком качестве звука. Однако, при использовании его для сабвуфера, особого качества от устройства и не требуется. Главное – хорошо отыгрывать низкие частоты. При нагрузке в 2 Ом усилок способен выдавать мощность в 500 Вт, а при 4 Ом – 300 Вт. Оснащается фильтром низких частот и сабсоником.
Достоинства:
- хорошая мощность;
- наличие фильтра низких частот;
- хорошее соотношение сигнал-шум.
Недостатки:
минимально допустимая нагрузка 2 Ом.
Как подобрать усилитель на динамики или сабвуфер.
18 Апреля 2020
Как подобрать усилитель на динамики или сабвуфер.
Как выбрать усилитель ?
Для достижения качества звучания, большей громкости, а также для подключения сабвуфера, нужны усилители мощности
Рассмотрим типы усилителей, основные характеристики, а также, на что стоит обратить внимание при выборе
Шаг 1: Выбрать тип усилителя.
Рассмотрим 2 типа усилителей — AB и D класс, так как это 95% от всех типов усилителей.
AB класс — цениться качеством выходного сигнала, но низким КПД ~65% и большим размером корпуса. D класс — высокий КПД от ~80%, компактные размеры, но качество сигнала ниже, чем в AB классе.
КПД — показатель эффективности, чем он выше, тем меньше усилитель потребит мощности и больше отдаст.
Шаг 2: Определиться с динамиками, сабвуфером.
Усилитель должен соответствовать подключаемым к нему динамикам, сабвуферу. Несоответствие мощности или сопротивлению динамика, приведут к выходу из строя усилителя или не достижению должного качества звучания. Сопротивление динамиков ни в коем случае не должно быть ниже поддерживаемого усилителем.
Пример: усилитель поддерживает работу в 2 Ом и 4 Ом — значит динамик должен быть 2 Ом либо 4 Ом, 1 Ом нельзя!
Шаг 3: Определится с количеством каналов.
1 канальный (Моноблок) 2-х канальный 4-х канальный
1 канальные усилители (моноблоки) Предназначены для подключения сабвуфера. Соответственно, при выборе такого усилителя важны те параметры, которые пригодятся для сабвуфера. Наличие НЧ-фильтра (для того, чтоб сабвуфер не воспроизводил голос, а только бас). Наличие фильтра сверхнизких частот (subsonic) — для контроля хода сабвуфера. Сопротивление с которым работает моноблок, идеально от 1 Ом и выше. Диапазон воспроизводимых частот в таких усилителях смещен вниз, и максимальная частота редко превышает 250 Гц.
Существует подтип 1 канальных усилителей (широкополосные моноблоки) — предназначены для большого количества подключаемых динамиков ~ от 8-ми штук. Широкополосный потому что диапазон воспроизводимых частот как у обычных усилителей, от 20 до 20000 Гц. Подобные моноблоки используют для постройки экстремально громкого фронта.
2-х канальные усилители – более универсальный вариант. Используються как для подключения двух динамиков, так и для подключения одного сабвуфера по мостовой схеме. Усиление уже во всем слышимом диапазоне: 20-20000 Гц. Оснащены как НЧ, так и ВЧ-фильтрами.
4-х канальные – универсальный вариант. Представляет собой два 2-х канальных усилителя, объединенных в одном корпусе. Использовать усилитель можно как для подключения 4-х динамиков, так и для подключения двух динамиков и сабвуфера.
САМОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО: «МОЩНОСТЬ УСИЛИТЕЛЯ ВДВОЕ БОЛЬШЕ МОЩНОСТИ RMS ПОДКЛЮЧАЕМОГО ДИНАМИКА». На нашем сайте, в разделе усилители , сделан простой и понятный фильтр, с помощью которого Вы определитесь с нужным классом, количеством каналов и нужной мощностью усилителем.
Вернуться к списку публикаций
SWAT M-4.100 – от 5 500 руб.
Характеристика | Показатель |
---|---|
Мощность на канал (4 Ом) | 100 Вт |
Мощность на канал (2 Ом) | 135 Вт |
Коэффициент гармоник | 0.01 % |
Отношение сигнал/шум | 95 дБ |
Фильтры | ВЧ, НЧ |
Еще один представитель компании SWAT в нашем топе. Найти его по такой цене можно, но в основном его продают дороже 6 тысяч рублей. С таким устройством можно подключать «злые» аудиосистемы, ведь в один канал отдаются внушительные 100 Вт.
Для подключения сабвуфера используется мостовое подключение, выдающее 260 Вт. Дешевые сабы от него сгорят, поэтому не выкручивайте Gain на максимум. Вам также доступно масса способов резать частоты и настраивать свою аудиосистему.
Хорошая информация для любителей автозвука, я недавно тоже стал владельцем шевроле круз страна изготовитель Южная Корея, о комплектации узнал на сайте https://autodostoinstvo.ru/gde-proizvodyat-chevrolet-cruze-kachestvenno/ там действительно качественная сборка, хотя справедливости ради стоит отметить что те авто что собраны в РФ с успехом идут на экспорт в Европу