Идеи
Принципы основаны на модерне и неоклассицизме:
- Изображения фигур и людей выполнены в строгости.
- Цветовая палитра, используемая в арт-деко, присуща фовистам из Парижа.
- Отображение египетской культуры, искусства ацтеков, классики античности.
- Полотнам не характерна какая-либо философия, это исключительно декоративное направление.
- Орнаменты, этномотивы, строгие узоры.
Стиль развивался в относительно сложных условиях. Нестабильная экономика, политическая ситуация — это отразилось и в картинах арт-деко. Как правило, они не заставляют размышлять, вдаваться в подробности и тонкости. Они созданы, чтобы радовать людей, поднимать им настроение, удовлетворять их эстетические вкусы. Цель художника – создать гармоничный симбиоз лучших направлений, представив миру нечто роскошное и впечатляющее.
Идеи
Ключевые идеи и принципы работы художники переняли у модернистов и неоклассиков.
- Неоклассические идеалы красоты со свойственной им строгостью были присущи работам мастеров нового направления.
- Использование ярких, интенсивных оттенков, по мнению исследователей, вытекает из творчества парижских фовистов.
- Некоторые идеи заимствованы из искусства ацтеков и египетской культуры, классической античности.
- В отличие от живописи модерна, арт-деко не имел философской основы – это было сугубо декоративное направление.
- Этнические орнаментальные композиции в картинах художников, в интерьере;
- «Русские сезоны» или Русский балет С.Дягилева.
Развитие стиля в сложных экономических и политических условиях, в период активного развития науки и технологий отразилось на тематике картин. Работы художников служат декоративным целям, радуют глаз, поднимают настроение. Живописцы не делают попытки оказывать психологическое влияние или передать свои философские взгляды через картины. Цель арт-деко – соединить лучшие черты стилей, создав нечто новое и прекрасное.
Самые яркие представители
Тамара Лемпицка. Польская и американская художница, автор известной картины «Прекрасная Рафаэлла» (1927). Её стиль был воплощением прохладной, но весьма чувственной стороны арт-деко.
@wikiart.org
Адольф Жан-Мари Мурон (А. М. Кассандр) Работы мастера в полной мере демонстрируют изящность, футуристическое вдохновение с их энергией и динамизмом, что подтверждается такими работами, как Nord Express. В 1925 году его картина Au Bûcheron получила первое место на Международной выставке декоративного искусства, которая и дала название стилю. Сегодня его полотна служат источником вдохновения для художников и дизайнеров по всему миру, а сам Адольф считается выдающимся художником арт-деко в искусстве.
@wikiart.org
Жан Дюпа. Тоже француз, который аналогично представил свою работу на той же выставке, что и Кассандр. На ней он вывесил работу «Les Perruches» («Попугайчики»), не только принёсшую ему известность, но и определившую его дальнейшую карьеру, и, пожалуй, самую знаменитую в этом течении.
@wikiart.org
Рафаэль Делорм. Оставил заметный след в истории искусства. Теперь он признан одним из самых важных фигур периода арт-деко наравне с Жаном Дюпа и Тамарой де Лемпицка.
@wikiart.org
Жан Габриэль Домерг. Французский художник, специализировавшийся на портретах парижских женщин.
Тонкости создания интерьера
Интерьеры стиля ар-деко нередко вмещают комбинации несоединимых на первый взгляд вещей. Так шедевры современного искусства вполне могут соседствовать с индийскими украшениями, эклектика или кельтскими орнаментами. Такой интерьер полностью отрицает минимализм и аскетизм.
Цвета
Как правило, ар-деко предполагает применение как минимум трёх цветов. Нередко применяются шахматные покрытия, сочетания из чёрного, белого и красного, позолоченные или хромированные элементы декора. Такое смешение цветов присуще стилю китч.
Так выбирая основной цвет даже среди оттенков коричневого ли белого, их зачастую разбавляют яркими вкраплениями, бирюзового, зеленого или красного.
Материалы
Что касается материалов, то стиль позволяет обыгрывать любые комбинации и фактуры. Так хром, бакелит и пластик нередко сочетали с бронзой, слоновой костью, редкими породами дерева, змеиной или крокодиловой кожей, всевозможными тканями, бамбуком, шкурами различных животных. Стали широко применять сочетания металла и стекла.
Полы и стены
Полы традиционно тщательно полировали и покрывали лаком. По центру помещения нередко клали ковры ярких оттенков. Полы нередко украшали чёрно-белым шахматным или «клавишным» рисунком посредством укладки плитки.
Что касается стен, то они играли роль фона для ярких аксессуаров и украшений, поэтому их чаще всего делали однотонными, с бордюром или геометрическим рисунком. Их украшали картинами, эскизами или другими изображениями. Для отделки используют декоративную штукатурку Сан Марко.
Потолок, стены и пол в ар-деко тоже являются стилеобразующими элементами, поэтому их практически никогда не делают белыми.
Окна
Стиль ар-деко предполагает использование масштабных окон с большими стёклами. Традиционно их декорируют тяжёлыми тёмными шторами из атласа и бархата. В более современных вариантах интерьера могут присутствовать и другие ткани.
Декор и аксессуары
Ар-деко делает акцент на эксклюзивности и неповторимости каждого дизайна и вещи, позволяет сочетать предметы из любы материалов, культур и эпох. Ниже представлены основные элементы декора, присущие данному стилю:
Использование хромированных деталей и золотого покрытия.
Мебель необычной формы.
Внимание к деталям. Практически вся мебель стиля ар-деко имеет очень красивой формы ножки и фурнитуру
Часто они выпуклые и довольно массивные.
Животные мотивы. В стиле традиционно применяются шкуры животных или их имитации.
Обилие зеркал. Для декора часто применяются большие зеркала сложной формы.
Мебель
В ар-деко каждый предмет является частью декоративного оформления. В особенности это касается мебели. Кресла и диваны могут быть тканевыми или кожаными, нередко они украшаются геометрическими или восточными орнаментами, или имитируют шкуры различных животных.
Примечательным для ар-деко является и использование кресел в форме бочонка. В нередко присутствуют тумбы, комоды и буфеты. Зачастую они лаковые, блестящие. Деревянные элементы могут украшаться различными инкрустациями и росписями. Для обустройства спален зачастую применяются массивные кровати с трапециевидными спинками или украшением в виде лучей. Что касается кухни, то её нередко обставляют металлической, зеркальной или стеклянной мебелью.
Еще одним неотъемлемым элементом стиля являются настольные или напольные вазы. Они могут быть украшены геометрическими или чёрно-белыми рисунками. Типичным является и украшение стен с помощью картин или винтажных постеров.
Картины в стиле ар-деко нельзя назвать новаторскими, однако они были яркими и стильными – на фоне классических живописных приёмов применялись элементы кубизма, фовизма, экспрессионизма и классицизма
Значительное внимание уделялось не только главным героям, но и второстепенным объектам. Детально прорисовывались все элементы одежды и фона
Рекомендуем также ознакомиться со стилем модерн в живописи.
Характе́рные особенности
Арт-деко зародился во Франции в 1920-х, а пика своей популярности в международном масштабе достиг уже к середине 1930-х. Можно сказать, что это направление стало преемником и своеобразной реакцией на модерн.
Огромное влияние на зарождение оказали такие художественные направления, как кубизм, конструктивизм и футуризм, которые создали некий симбиоз со сплетениями различных экзотических мотивов.
Что касается живописи, то арт-деко в картинах можно описать основными, но очень важными чертами:
- точная геометрия всех элементов;
- полный или частичный уход от реальности;
- яркие, живые, насыщенные оттенки;
- чёткий смысл, отсутствие загадки или подтекста;
- некоторая вычурность и помпезность;
- плавные штрихи, контуры;
- полная симметрия;
- этнические мотивы.
Произведения искусства просто пестрят роскошью и богатством, которые удивительным образом сплетаются с прямыми линиями и чёткостью.
Характеристика
Арт-деко – искусство, которое отражает современные технологии, характеризуется плавными линиями, созданием изображений из геометрических фигур, использованием ярких, кричащих цветов в интерьере и изобразительном искусстве. Направление возникло, как реакция против жесткой экономии, введенной в годы Первой мировой войны. Произведения были наполнены роскошью, яркостью, излишествами, использовались дорогостоящие материалы в интерьере и других видах творчества (серебро, хрусталь, слоновая кость, нефрит). После Великой депрессии направление развивалось, но стало концентрироваться на производстве менее дорогостоящих изделий с ориентацией на массовое производство. Использовался хром, пластмасса, металл и другие промышленные материалы для среднего класса. Арт-деко всегда ассоциировался с гламуром, яркостью, но ему присуща функциональность и практичность.
С конца 40-годов арт-деко стал восприниматься, как слишком пестрый, вычурный для военного времени и жесткой экономии, поэтому постепенно вышел из моды. Всплеск интереса к арт-деко произошел в 1960-е годы – он совпадает с движением поп-арт. Еще один этап развития – 80-е годы, когда возрос интерес к графическому дизайну. Направление вошло в моду в дизайне, одежде.
Характеризуется с устойчивым интересом к эстетике 20-х годов 20 века, воспринимается исключительно в связи с модой и трендами этого периода. Особенность стиля – представители не были объединены в единое сообщество, группу или школу живописи. Арт-деко – эклектическое направление, в котором было смешано большое количество культурных влияний.
Новая жизнь ретро направления
Своё второе дыхание стиль получил спустя полвека, в начале девяностых. Люди, уставшие от рациональных индустриальных силуэтов всё чаще стали обращаться к яркости и комфорту ар-деко, демонстрирующему идеальное соединение искусства, роскоши и технологий. Ретро-стиль в интерьере постепенно отходил на задний план.
Во многом такое положение вещей сохраняется за счёт прагматичности направления. Так в ар-деко видимая роскошь сочетается с комфортом, в неё идеально вписываются любые технические приборы и устройства. Это позволяет создавать действительно актуальные и модные решения в рамках устоявшегося ретро стиля.
История
Направление появилось в начале 20 века – в период 1907 – 1915 годов. В это время фиксируются первые работы, отмеченные характерными чертами стиля. Некоторые исследователи отмечают, что работы этого времени являются первыми попытками художников создать полотна в эклектическом стиле.
Термин появился после Международной выставки в Париже в 1925 году. На выставке были представлены предметы роскоши. Цель экспозиции – показать ведущее место Парижа в мире моды и стиля. До 1928 года направление было достоянием только Европы, в начале 30-х годов появилась американская версия арт-деко, которая имела свои особенности.