Карты для тахографа: основные разновидности

Как правильно пользоваться тахографом?

Использование тахографа не требует каких-либо сверхусилий, разобраться с правилами его эксплуатации может любой человек. Главное, чтобы водители, работающие на транспортном средстве, понимали свою ответственность за соблюдение правил работы. На видео, ниже, подробно описано, как пользоваться устройством.

  1. Перед началом рейса водитель (один или оба) регистрирует свою персональную карту: вставляет ее в слот и вводит ПИН-код. После этого он указывает, каким видом деятельности занимался до активации карты – отдыхал или выполнял какие-либо рабочие задачи. С этого момента начинается отсчет его рабочего времени.
  2. В устройстве есть четыре режима деятельности водителя: «вождение«, «другие работы«, «отдых» и «готовность«. И если с вождением всё понятно – это время, проведенное непосредственно за рулем, то с остальными надо разобраться.
  3. После того, как активирована карта, начинается отсчет времени, проведенного водителем за рулем. Согласно закона, каждые 4 часа водитель должен делать остановку минимум на 15 минут для отдыха. Устройство предупреждает о наступлении времени для остановки, подавая звуковой сигнал и соответствующий текст на дисплее (после прочтения звук и текст можно отключить).
  4. Остановившись, водитель глушит двигатель и переводит рабочий режим в пункт «отдых». Тахограф отсчитывает время остановки, и если оно меньше обязательных 15 минут, не засчитает его как время отдыха. После того, как 15-минутная остановка окончена, показатель времени за рулем обнулится и начнется новый 4-часовой отсчет. В общем, хочешь-не хочешь, а отдыхать придется, даже если вроде бы еще бодр и весел.
  5. Устройство предупреждает и о превышении максимально допустимой скорости, если это превышение длится минуту или более. Звуковой и текстовый сигнал можно отключить после того, как скорость будет снижена до нормы.
  6. Водитель вручную вводит данные об изменении режима деятельности: когда меняется с напарником, когда останавливается на отдых, когда занимается рабочими вопросами. Эта информация учитывается в том числе и как соблюдение трудового законодательства.
  7. После окончания рейса водитель извлекает свою карту, нажав соответствующую кнопку. Данные записываются, и только после этого карту можно забрать.
Таблица с нормами работы и отдыха водителей
1 водитель2 и более водителей
НормаДопускается
Максимальное время управления без перерыва4,5 часа4,5 часа
Минимальное время перерыва45 минутразделение на интервалы не короче 15 минут45 минут
Максимальное время управления в сутки9 часовпо 10 часов х 2 дня в неделю>9 часов
Максима время управления в течении недели56 часов90 часов в течение любых 2-х недель56 часов
Минимальное время каждодневного отдыха11 часовпо 9 часов 3 дня в неделю, по 12 час в 2 интервала, один из которых не короче 9 часовв течение 30 час работы каждый водитель должен иметь отдых не менее 9 часов непрерывно
Минимальное время отдыха в неделю45 часовне менее 24 часа45 часов

Зная упрямый характер водителей дальних рейсов, в Европе давно ввели тахографы для контроля в том числе и режима работы и отдыха, что дало отличные результаты по снижению количества ДТП. Да, их тоже заставляют отдыхать.

Установка тахографа

Поскольку тахограф – оборудование для контроля, устанавливать его самостоятельно владелец транспортного средства не может и не имеет права. Этим занимаются специализированные сервисные центры, имеющие лицензию на работу с криптографическими устройствами, выдаваемую Росавтотранс. Там же и подписывают необходимые документы для законного оформления установленного тахографа. Если Вы имеете отношение к такому сервису, то видео, ниже, будет полезно для вас, так как наглядно показывает как правильно устанавливать устройство.

Одна из задач мастера – выбрать для тахографа такое место размещения, чтобы водитель мог работать с ним, не слишком отвлекаясь от дороги (например, просматривать предупреждающие сигналы на экране). Удобство для водителя – основной критерий выбора места установки, и только затем мастер протягивает нужные провода и ставит дополнительные держатели или кронштейны.

После того, как новый тахограф подключен к датчику скорости и электросети, все точки электрических соединений тщательным образом изолируются. После этого можно приступить к активации и настройке тахографа и криптографического модуля. В процесс настройки входит и калибровка устройства для максимальной точности записываемых данных.

Как получить пластик

Выдачу требуемого средства осуществляют либо лично в специализированных сервисных службах, либо онлайн через созданные для этих целей ресурсы. Поскольку спрос на услуги значительно вырос, увеличилось и количество нелегальных фирм их предлагающих, из-за востребованности такого элемента, как карточка для водителя на тахограф где получить действительный пластик указано на сайте «РОСАВТОТРАНСА». Ресурс позволяет пользоваться фильтрацией для поиска подходящей мастерской поблизости.

У мастерской, которая устанавливает тахографы и изготавливает пластиковые карты, должна быть лицензия на проведение указанных процедур. Клиент вправе потребовать её предъявления в момент подачи документов для оформления или получения консультации.

Стоимость услуги в 2018 году по выдаче карт СКЗН колеблется в пределах 2 000-3 000 р., а ЕСТН 3 000-5 000 р. Предложения оформить пластик в 2 раза дешевле рыночной стоимости должны вызывать опасения.

Для получения карты потребуется предоставить:

  • паспорт гражданина РФ (главный разворот и страницу с пропиской) в случае отсутствия паспортного документа или регистрации проживания в нём, предоставляются другие установленные законодательством бланки;
  • водительское удостоверение по требуемой категории;
  • 4 фотографии 3,5*4,5 в чёрно-белом качестве печати;
  • заявление;
  • согласие на сбор и обработку персональных данных.

При оформлении пластика с СКЗИ дополнительно необходимо подать:

  • ходатайство работодателя о выдаче соответствующей карты;
  • страховое свидетельство (СНИЛС);
  • данные компании работодателя в части ОГРН.

Оформление пластика занимает некоторое время: для Российского типа – в пределах 12 дней, международные – 21 день. Однако, пользователи отмечают, что нередко сроки затягиваются до 2 месяцев. Ввиду этого заинтересованные лица нередко задаются вопросом о том, что нужна карта тахографа для водителя и где получить срочно. За дополнительную плату ряд сервисных мастерских готов ускорить процесс оформления пластика.

Нередко оформлением карт для наёмных водителей занимается работодатель самостоятельно, тогда все документы, заверенные согласно требованиям, передаются уполномоченному сотруднику, а он формирует пакеты документов и передаёт их в сервисный центр.

При получении карты обязательно следует проверить:

  1. Соответствие персональных данных личной карточкой водителя.
  2. Совместимость карты с установленным устройством.
  3. Признаки оригинальности выданного средства, путём проверки нанесённых голографических знаков.

Несоответствие карты, как и её отсутствие, приводит к взысканию штрафа с виновного лица (водителя) от 1 000 рублей до 3 000, а с компании-работодателя от 10 000 рублей.

После получения карты дополнительно её активировать не нужно, сервисный центр выдаёт полностью готовый к использованию инструмент.

Оформление карты

Выдавать тахокарты могут только специальные сертифицированные центры с лицензией, список которых опубликован на сайте ФБУ Агентства автомобильного транспорта «РОСАВТОТРАНС». Заказать пластиковый документ можно тремя способами:

  1. Лично в офисе лицензированной компании.
  2. Онлайн. Для этого надо пройти регистрацию на сайте аккредитованной компании, заполнить форму заявки и загрузить сканы документов.
  3. Через ближайший офис МФЦ.

Документы для оформления карты водителя в МФЦ

Для оформления в офисе МФЦ потребуются следующие бумаги:

  • Заявление водителя о выдаче тахокарты – форма может отличаться в зависимости от региона.
  • Копия паспорта РФ.
  • Копия водительского удостоверения.
  • Для СКЗИ – ходатайство с места работы.
  • Фотография 35х45 мм.
  • Для СКЗИ – копия СНИЛС.
  • Для СКЗИ – ОГРН работодателя.
  • Квитанция об оплате услуг.

По готовности документа из МФЦ придет сообщение.

Формат фотографий для карты

Для карт СКЗИ и ЕСТР используются фотографии одного качества, основные требования к фото:

  • Срок снимка должен быть не более полугода.
  • Взгляд должен быть направлен в центр объектива, лицо должно иметь нейтральное выражение.
  • Использование головного убора не допускается кроме случаев ношения по религиозным убеждениям.
  • При ношении очков, их можно не снимать, линзы должны быть без затемнения.
  • Размер фото 35 х 45 мм.
  • Лицо должно занимать 65-75% площади снимка.
  • Фон – белый.
  • Снимок черно-белый.
  • Фотографию можно сдать, как в бумажном виде, так и на электронном носителе размером 1000 х 1200 пикселей в формате JPG, PNG.

Требование к личной подписи

Поскольку тахокарта является идентификатором личности, то подпись в ней не должна отличаться от той, которая проставлена в гражданском паспорте.

Стоимость

Стоимость выпуска карты зависит от расценок на услуги конкретной компании, ознакомиться с которыми можно перед сдачей документов. Цена за карту в среднем по России составляет:

  • С блоком СКЗИ – 2000-3000 рублей.
  • С чипом ЕСТР – 3000-5000 рублей.

Все центры по изготовлению тахокарты требуют полной предоплаты, согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ, расходы за выпуск электронного носителя несет работодатель.

Срок изготовления карты

После приема заявления и оплаты карту изготовят в течение 10-25 дней. Квитанцию об оплате услуг нужно предъявить при подаче в МФЦ в оригинале и копии.

Штрафные санкции

Отсутствие в грузовом автомобиле или автобусе тахографа расценивается как административное нарушение и согласно ст. 11.23 КоАП РФ влечет наложение штрафа на всех лиц, предоставляющих транспортную услугу.

  • Для водителей: в размере от 1000 до 3000 рублей.
  • Для работников, выпустивших машину в рейс: от 5000 до 10000 рублей.
  • Для юридических лиц – собственников компании: от 15000 до 30000 рублей.

Штраф накладывается, как за отсутствие прибора в кабине, так и за его неправильное использование. При поломке прибора или утрате карты в дороге, если инспектора удовлетворят объяснения водителя, ему будет дано 15 дней для завершения рейса без наложения штрафных санкций с внесением данных о поездке вручную на оборотной стороне тахографической ленты.

Кто пользуется расшифровкой тахографической информации?

Расшифровка распечатки тахографа позволяет руководству автопарка понять действия водителя во время рабочей смены. В случае выявления нарушений норм, распечатка покажет когда именно это произошло. Так же распечатки нужны для отчетности в таких органах контроля как:

Государтсвенные органы контроля

  • ГИБДД – проверяет эксплуатацию тахографа на дороге
  • Ространснадзор – производит расширенную проверку эксплуатации тахографа и режимов труда и отдыха

Работодатель водителя

  • Контролер в АТП отвечающий на техническое состояние ТС
  • Контролер в АТП отвечающий за соблюдением РТиО
  • Контролёр отвечающий за режим труда и отдыха водителей

Что такое карта водителя для тахографа?

Карта водителя для тахографа — это пластиковая ламинированный документ, содержащий встроенный микро чип, позволяющая идентифицировать личность лица управляющего автотранспортом, порядок осуществления им трудовой деятельности, а также соблюдение им смены режимов труда и отдыха. Она может использоваться только в цифровых контрольных устройствах — тахографах.

Информация, которая содержится на ней, является документальным юридическим подтверждением порядка осуществления труда водителем при разбирательствах с государственными органами осуществляющими надзор за безопасностью дорожного движения, а также в судебных инстанциях, в случае возникновения споров.

Карта водителя содержит такую информацию:

  • режим работы водителя;
  • показатели скорости во время движения;
  • расстояние, которое было пройдено водителем;
  • время в течении которого транспорт находился в движении;
  • время, в течении которого транспортное средство не использовалось для работы.

Особенностью устройства является то, что всю полученную информацию оно записывает и хранит исключительно в строго стандартизированном формате. При этом, водитель обязан хранить такие данные за определенный период.

Срок хранения информации составляет 1 год. Также, законодательством предусмотрено, период выгрузки информации, из контрольного устройства в компьютер, составляет один раз в 28 дней.

Кто может оформить карту для тахографа?

Её могут оформить не все водители транспортных средств. А только определенный круг лиц, непосредственно осуществляющих трудовую деятельность, связанную с управлением транспортным средством в роли водителя.

К таки лицам относятся:

  • водители, управляющие автотранспортным средством и имеющие открытые (действительные по сроку) категории “С”, “D”, “Е” в своем водительском удостоверении;
  • имеющие соответствующий возраст;
  • не имеющие ранее выданной, чей срок действия не истек;
  • имеющие ценз оседлости (то есть проживающие на территории РФ) не менее 185 дней в течении каждого календарного года.

Возрастная категория водителей для получения карт

Для водителей, занятых в различных областях грузоперевозок, а также занятых в области пассажироперевозок, дополнительно устанавливаются требования к возрасту. При этом, лица, не соответствующие данным требованиям, не могут получить право на её оформление для тахографа.

Итак, возраст должен составлять:

  1. Для водителей, осуществляющих грузоперевозки на грузовых автомобилях (включая автопоезда), чей максимальный вес менее 7,5 тонны — не младше 18 лет. Для иных грузовых автотранспортных средств — не менее 21 года.
  2. Для тех кто осуществляет перевозку пассажиров — не моложе 21 года. Но в данном случае, необходимо наличие минимального стажа по категориям CE и D в один год.

Штрафы за нарушения

За нарушения, связанные с тахографом (его отсутствие, неисправность, некорректное использование персональных карт водителя, попытки изменить данные) ответственность несет и водитель, нарушивший закон, и его непосредственный руководитель, и владелец транспортного средства. Также нарушением считается отказ (или невозможность) распечатать информацию по требованию проверяющего. Именно поэтому пара рулонов термобумаги совсем не будут лишними в дороге.

Таблица штрафов за неустановленный/неработающий/несоответствующий законодательству тахограф
Ответственное лицоБылоСтало
Водительот 1 000 до 3 000 рублейот 3 000 до 5 000 рублей
Должностное лицоот 5 000 до 10 000 рублейот 7 000 до 10 000 рублей
Юридическое лицо и ИПот 20 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Размеры штрафов зависят от степени ответственности нарушителя. Так, минимальная степень ответственности лежит на водителе, который был непосредственно за рулем в момент проверки и выявления правонарушения. Руководитель (должностное лицо), чье распоряжение или халатность привели к нарушению законодательства, понесет большую штрафную нагрузку. Что касается собственника транспортного средства (юридического лица), штрафные санкции для него повышаются в разы.

Таблица штрафов за несоблюдение режима труда и отдыха водителей
Ответственное лицоБылоСтало
Водительот 1 000 до 3 000 рублейот 3 000 до 5 000 рублей
Должностное лицоот 7 000 до 10 000 рублей
Юридическое лицо и ИПот 20 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Так, за любые нарушения в работе тахографа штраф для водителей составляет от 1 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 5 до 10 тысяч, а для собственника – от 20 до 50 тысяч рублей или приостановление предпринимательской деятельности до 90 суток.

Несоблюдение водителем режима труда и отдыха до недавнего времени считалось его персональным “проколом” и наказывалось штрафом. Теперь же ответственность будут нести и водитель, и руководитель, и собственник, причем суммы штрафов такие же, как и за неполадки с тахографом.

Какой тахограф выбрать в 2020 году?

Часто владельцы пополняют свои автопарки европейскими моделями, которые оснащены штатными контрольными устройствами на производстве. Эти тахографы прошли испытания на заводе-изготовителе в режиме опытной эксплуатации на конкретной марке автомобиля. Поэтому устройство не влияет на работоспособность иномарки, исключаются все сбои и неточности. Однако штатные европейские тахографы запрещены Приказом Минтранса № 273 и подлежат замене на российские приборы. Какой тахограф выбрать в таком случае?

В попытке выполнить все требования по части законодательства о тахографии владельцы транспорта забыли, что тахограф – не просто средство, которое следит за тем, сколько часов за рулем провел водитель. Тахограф является автокомпонентом и составной частью автомобиля, которая активно влияет на электронную систему транспортного средства.

Вопрос замены тахографов ЕСТР на тахографы с блоком СКЗИ актуален для владельцев, но процесс может обернуться серьезными проблемами. О чем идет речь?

Речь ведется о том, что после замены европейского тахографа некоторые системы автомобиля могут начать работать неправильно. Водители сталкиваются с тем, что перестает отображаться ряд параметров, появляются сбои вплоть до некорректной работы коробки передач.

Дело в том, что цифровой тахограф – это активный прибор, который передает различные команды в систему управления автомобиля. Неверные сигналы легко могут причиной неисправного поведения машины. Какой выход из этой ситуации?

  • Первый шаг: не используйте б/у тахографы и приборы, неодобренные ФБУ Росавтотранс. Покупайте модель из перечня, представленного на сайте агентства в разделе «Сведения о моделях тахографов». Неудобство заключается в том, что списка соответствия тахографов и марок автомобилей не существует. По своему опыту знаем, что некоторые модели тахографов не подходят для установки на иностранные автомобили.
  • Поэтому на втором шаге проконсультируйтесь со специалистами мастерской или представителями завода, где был произведен автомобиль. В мастерской вам посоветуют подходящую модель тахографа и расскажут о правилах пользования и обслуживания устройства. В дальнейшем применение этих простых правил значительно снизит риск неисправностей.

Между тем, демонтаж европейского тахографа и последующая установка тахографа с блоком СКЗИ являются внесением изменений в конструкцию транспортного средства. Чтобы выполнить требование Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 нужно получить разрешение на замену тахографа, а уже потом проводить работы. Ответственным за выполнение этого требования становится сам владелец автомобиля, а не мастерская, проводившая установку.

Какие транспортные средства подлежат оснащению тахографами?

Первый и главный принцип этого закона: тахограф ставится на транспортные средства, используемые в коммерческих целях и отслеживает именно периоды использования этого транспорта для бизнеса. Если предприниматель пользуется своим автобусом и в личных, и в бизнес-целях, он может поставить тахограф с функцией отключения. Но при этом заплатить огромный штраф, если будет перевозить грузы с выключенным тахографом.


Категории транспортных средств, которые оснащаются тахографами

Категории транспортных средств, на которые тахограф ставится в обязательном порядке:

  1. Грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы (независимо от класса опасности).
  2. Краны-манипуляторы и самосвалы.
  3. Автобусы на 8 и более пассажирских мест, не считая водителя, в том числе частные грузоперевозки на городских и пригородных маршрутах (категория М2, М3).
  4. Любые грузовики массой более 3,5 т (категория N2, N3).

На транспортные средства и спецтехнику, принадлежащие военным, силовым структурам, коммунальным предприятиям тахографы не ставятся.

Шайба тахографа

Аналоговый (шайбовый) тахограф — специальное устройство, для установки на транспортном средстве. С помощью него фиксируется расстояние, пройденное автомобилем, время в пути, скорость с которой движется машина и время остановок. В первую очередь, эти устройства нужны для того, чтобы обеспечить безопасность. Прибор даёт возможность контролировать движение, время остановок и скорость, а его установка обязательна для грузовых автомобилей на территории РФ. С появлением тахографов ДТП с летальным исходом снизились на 56%.

Шайба тахографа или тахокарта представляет собой черный бумажный диск поверх которого нанесены слои прозрачного пластика. Информация записывается иглой-самописцем. В середине находятся поля, которые должен заполнять сам водитель перед началом поездки. Один такой круг рассчитан на одного водителя, который вышел в рейс. Если предстоит управление несколькими транспортными средствами, водитель должен использовать одну тахокарту на протяжении суток.

Согласно постановлению МИНтранса, использование аналоговых шайбовых тахографов с 2021 года строго запрещено.

Оформить международную карту водителя для тахографа с шайбой имеют право лица, если:

1Есть водительское удостоверение категорий «С», «D», «E».

2Карта водителя ранее не выдавалась.

3Проживающие на территории РФ в течение не менее 185 дней каждого календарного года.

4Достигли определенного возраста: 18 или 21 года, в зависимости от транспортного средства, которым хотят управлять.

Оформление карты означает, что водитель обязан выполнять требования, которые установили ЕСТР и РФ:

  • По требованию уполномоченных органов водитель обязан предъявить карту.
  • У одного водителя может быть только одна карта.
  • Карту можно заменить в случаях: кражи, потери, поломки или если у карты истек срок давности. Для замены нужно будет пройти специальную процедуру
  • Срок действия карты — 3 года.

Оформить карту можно в любой лицензированной организации, занимающейся установкой и обслуживанием тахографов. Срок изготовления занимает от 10 до 25 дней. Стоимость услуги от 2000 до 4500 рублей.

Перед тем как начать поездку, водитель обязан знать как правильно заполнить шайбу тахографа. Делается это 2 раза в день, в начале смены и по завершении поездки.

Сначала заполняют поля:

  • Фамилия, имя, отчество;
  • место отправления;
  • дата отправления в формате (дд.мм.гг.);
  • государственный регистрационный знак транспортного средства (номер машины);
  • значение одометра в начале поездки (нужно вписать в среднее поле).

О том, кто должен устанавливать и настраивать тахограф, читайте в этой статье.

После чего шайба вставляется в прибор. По окончанию рабочего дня водитель вынимает ее из тахографа и заполняет следующие поля:

  • Пункт прибытия (конечная точка маршрута);
  • дата прибытия в формате (дд.мм.гг.);
  • значение одометра на момент прибытия (нужно вписать в верхнее поле);
  • разница между значениями одометра-пройденное расстояние за рабочую смену.

Важно помнить, что мало уметь правильно заполнять шайбы тахографа. Не менее важно правильно их хранить

Использованные шайбы должны храниться в кабине транспортного средства не менее 28 дней. А после чего хранятся у владельца автомобиля еще 3 года. Несоблюдение этих требований грозит административным правонарушением и штрафом в размере 3000 рублей.

Чем отличаются тахографы СКЗИ и ЕСТР

Для осуществления международных перевозок необходимо оформлять карту водителя для тахографа европейского образца ЕСТР, а при движении автотранспортного средства в пределах Российской Федерации — тахокарту СКЗИ. Выполняя по своей сути одинаковые функции, тахографы предполагают различные методы шифрования данных. Помимо этого, они имеют ряд существенных отличий:

  1. Чтобы воспользоваться картой СКЗИ, необходимо ввести пин-код, что не предусмотрено тахокартой ЕСТР.
  2. Карты имеют различные нанесенные на них водяные знаки и шрифты. На тахокарте ЕСТР текст напечатан на двух языках: русском и английском, а на картах СКЗИ — только на русском языке.
  3. Серийный номер карты ЕСТР начинается с латинских букв RUD, а СКЗИ — с нулей.
  4. Различна и цена, которую необходимо заплатить за оформление пластика. Затраты на тахокарту СКЗИ меньше.
  5. Перечень документов, необходимых для их оформления, во многом схож. Чтобы оформить пластик российского образца, дополнительно необходимо предоставить ИНН и официальное письмо-ходатайство от работодателя.

Разновидности тахографов

Виды тахографов бывают разные и делятся на два четких класса, это цифровые или аналоговые аппараты. Различаются эти два устройства по многим критериям, начиная от внешнего вида, способа установки и заканчивая абсолютно разным принципом работы.

Что касается следующего типа, то цифровой вариант этого девайса набирает все большую популярность в наше время. Обусловлена такая популярность многими причинами:

  • Прогресс не стоит на месте, а цифровые аналоги выглядят гораздо приятнее;
  • Точность работы цифрового устройства намного выше, чем у аналогового;
  • Такой аппарат практически никогда не ломается;
  • Подделать данные на этом девайсе тоже невозможно, так как все записывается на встроенный вовнутрь носитель, соответственно и проблем меньше;

Все эти и еще многие другие факторы диктуют полную популяризацию цифровых тахографов, и даже те водители, у которых до сих пор стоит аналоговая модель, в скором времени точно перейдут на более совершенный и удобный вариант.

Калибровка тахографа

Чтобы не возникало юридических разногласий и сомнений в правильности записей тахографа, сертифицированный специалист проводит его калибровку, после чего вносит необходимые коррективы и заверяет качество работы собственной подписью и печатью. На видео, ниже, наглядно показано, как провести калибровку.

Калибровка включает в себя фиксацию максимально точного времени, проверку работы датчиков, настройку нужных параметров, испытания и пломбировку устройства. Существует определенный порядок действий при калибровке тахографа.

  1. Предварительный осмотр: проверяется целостность корпуса, пломб, отсутствие видимых повреждений (любых).
  2. На стенде проверяется работа всех электроцепей и датчиков тахографа.
  3. Специалист осматривает транспортное средство, правильность установки тахографа.
  4. С доступом от сервисной карты производится первичное программирование устройства.
  5. Дорожные испытания включают в себя контроль правильной регистрации времени, скорости, пройденного расстояния и маршрута транспортного средства. Погрешности замеряются, вносятся в память устройства.
  6. Специалист пломбирует корпус и выдает на руки владельцу ТС документы о проведенной работе.

Устройство и принцип работы тахографа

По размерам и форме тахограф похож на автомагнитолу. И точно так же в салоне видна только лицевая панель, а остальное «тело» устройства спрятано под обшивкой.

На лицевой панели расположены:

  1. Экран и кнопки управления устройством.
  2. Слоты для карт водителей.
  3. Вывод принтера для распечатки отчета.

Кроме этого, тахограф имеет устройство шифрования данных, модуль памяти, встроенный аккумулятор, модем для обмена данными по GPRS, датчик перемещения. Для получения дополнительных данных о состоянии транспортного средства тахограф подключается к бортовой сети автомобиля.


Принцип работы тахографа

Принцип работы тахографа не слишком сложный.

  1. Перед началом работы водитель регистрирует свою персональную карту (если водителей в рейсе двое, то это делают оба). С момента регистрации идет отсчет его рабочего времени. Карта водителя остается в слоте всё то время, пока он работает. Для защиты от мошеннических действий карты для тахографов СКЗИ защищены ПИН-кодом (европейский стандарт не предусматривает кодовую защиту персональных данных).
  2. Во время движения тахограф считывает и фиксирует следующие данные: скорость движения (и выводит звуковое и текстовое предупреждение, если она превышена), маршрут (определяется по системе ГЛОНАСС), время, которое водитель провел за рулем, соблюдение им интервалов отдыха, остановки для выполнения любых необходимых работ (водитель сам указывает, что именно он делает в данный момент: отдыхает или занимается рабочими вопросами).
  3. Вся информация обрабатывается и шифруется в блоке криптозащиты и фиксируется в модуле памяти. Доступа к изменению информации нет ни у кого. Такой подход к сохранению информации делает данные тахографа серьезным аргументом при решении правовых вопросов, в том числе в судебном порядке.
  4. Для защиты от перебоев электропитания в тахограф встроен собственный аккумулятор, рассчитанный на длительную работу. Он избавит от сбоев даже в случаях поломки в электросети транспортного средства (а также является определенной страховкой от попытки “обнулить” данные, отключив аккумулятор).

Доступ к получению данных имеет владелец транспортного средства, который может видеть всё необходимое в режиме реального времени (передача данных ведется через систему сотовой связи). Также провести контроль могут представители ГИБДД и Ространснадзора, для этого им понадобится специальная карта доступа (карта проверяющего), после чего они могут запросить информацию в виде распечатки на термопринтере.

Классификация тахографов

Разновидностей тахографов не так уж много, удачный рабочий вариант пошел в серию и теперь они отличаются друг от друга только расположением кнопок на передней панели. До недавнего времени на транспортные средства устанавливались цифровые и аналоговые тахографы (последние монтировались на место спидометра и имели циферблат круглой формы, а также дисковый накопитель данных). Однако с 2016 года использование аналоговых устройств запрещено. Так что на первое место выходит пригодность современного цифрового устройства для использования в РФ и за ее пределами.

  1. Тахографы, предназначенные для использования только внутри страны и оснащенные модулем СКЗИ.
  2. Также, предназначенные для работы в зарубежных рейсах, работающие по стандарту ЕСТР.

Последние являются обязательным условием для работы в европейских странах, где действуют стандарты ISO. И так же, как и у нас, проверить данные тахографа могут представители надзорных организаций.
Для работы в странах Евросоюза водителям понадобится также особая персональная карта, отличная от образца, принятого в РФ.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий