Использование досок и цельного бруса
В случае применения цельного деревянного бруса или досок для устройства перекрытия длину пролёта выбирают в пределах 4–6 м, что в два раза меньше от максимального расстояния при использовании строительных конструкций из клееного бруса. Детали из скреплённых досок часто изготавливаются прямо на строительном объекте.
По прочности конструкции превосходят цельные балки. Основным достоинством изделий считается возможность устройства составной детали из нескольких досок. Строители могут самостоятельно регулировать толщину балки путём скрепления необходимого количества элементов. Доски соединяют между собой при помощи резьбовых элементов. Под болты и гайки устанавливают резиновые или пластиковые шайбы. Элементы предотвращают воздействие коррозии на металлические закладные детали, защищают древесину от врезания гайки при затягивании.
Какие плюсы и минусы у деревянных балок?
Прежде чем принять решение о выборе потолка, внимательно проанализируйте все достоинства и недостатки этого решения.
Преимущества деревянных балок
- балки легче железобетонных перекрытий — не нагружают конструкцию дома,
- балки дешевле железобетонных перекрытий,
- работы можно выполнять даже в осенне-зимний период,
- балки крепятся довольно быстро,
- изготовление потолка не требует использования специализированного оборудования,
- в них легко можно сделать проем для лестницы или чердачный люк,
- можно создать под ними потолок на подвесной конструкции,
- можно легко распределить кабели различных инсталляций между потолком.
Недостатки деревянных потолков
- отсутствие устойчивости к биологической коррозии — может появиться грибок или гниль ,
- на потолок может негативно повлиять короед,
- деревянные потолки необходимо очень тщательно пропитывать, чтобы уберечь их от возгорания,
- неправильная установка может привести к провисанию балок перекрытия,
- неправильный монтаж также может привести к скрипу,
- Деревянный потолок немного менее прочен, чем бетонный.
Балки на потолке в гостиной — идеи оформления
Представляем идеи дизайна интерьера с использованием деревянных балок на потолке:
- деревенские деревянные балки на потолке — при выборе декоративных потолочных балок многие выбирают деревенский стиль в данной комнате. Если вы также выберете такую традиционную форму, помните, что балки отлично сочетаются со светлыми стенами и ретро-декором. Красивое кресло, зеркало в позолоченной раме или декоративный комод из дерева станут прекрасным дополнением такой композиции;
- потолочные балки в гостиной в новом варианте — помимо традиционных интерьеров с балками на заднем плане стоит подумать и об их современном варианте. Световые балки, например, из сосны, которые «вмонтированы» в чердак, придадут интерьеру современный скандинавский вид. Балки нестандартных размеров, например, напоминающие тонкие и длинные доски, также будут отлично смотреться в помещениях;
- потолок с деревянными балками по цвету — интересным решением обустройства являются также нестандартные цвета деревянных балок на потолке. Например, здесь отлично подойдет белый цвет, который дополнительно зрительно увеличивает комнату и делает пространство более открытым. В светлых высоких помещениях тоже стоит использовать черный цвет — эти балки (прикрепленные по длине комнаты) будут красиво выделяться.
Решаясь сделать потолок из дерева, обратите внимание на использование используемых деревянных балок. Особенно это касается древесины, которую вы будете использовать. Во время монтажа больше всего ошибок можно допустить при стыковке деревянного потолка с кирпичной стеной. Самый популярный способ соединить деревянный потолок со стеной — просто положить его сверху.
Если вы выберете это решение, необходимо соблюдать несколько требований. Прежде всего, деревянную балку следует отделить от обода слоем влагозащитного утеплителя. Это требование к долговечности части балки перекрытия, опирающейся на стену. Чтобы вода могла конденсироваться в стыке, испариться, между блоками и балкой должно пространство.
Правильно выполненные потолки из дерева, как и другие потолки из массива дерева, в первую очередь являются результатом использования соответствующих качественных материалов. Влажность древесины не должна превышать 18% в конструкциях, защищенных от влаги, и — 23% в конструкциях на открытом воздухе. Применение в строительных элементах древесина при повышенной влажности вызывает ее растрескивание и деформацию.
Особенно опасно недостаточное высыхание древесины — усадка вяжущих может привести к проблемам со стенами фундамента. Также неправильно использовать излишне просушенную древесину, потому что, впитывая влагу из окружающей среды, она разбухает, деформируется и коробится. Особое внимание следует уделять защите деревянных элементов от влаги во время транспортировки, хранения и сборки, чтобы предотвратить намокание древесины
Когда стропила выгодно опирать на балки?
Но когда нужна такая стропильная систему и к чему такие сложности, спросите вы? Смотрите, подход незаменим, когда:
- у строительного объекта достаточно хрупкие стены и на них сложно уложить мауэрлат;
- на старом доме заново перестраивается крыша, а лежень уже старый;
- стропильная система достаточно сложна и ей необходимы промежуточные опоры, а внутри дома таких нет;
- для того, кто строит дом, этот метод сам по себе кажется более приемлемым.
А еще настоящую мансардную крышу трудно представить без опоры стропил прямо на балки за пределами стен:
Убедили? Поверьте, у такой технологии столько же преимуществ, как и у классической.
Определение сечения и шага
После подбора нагрузок и определения длины балок приступают к расчёту шага их укладки для устройства опалубки будущего перекрытия, а также определяют величину их сечения.
Все работы проводятся по таким правилам:
- соотношение ширины и высоты несущих элементов перекрытия находится на уровне 1:1,4 (ширина балки колеблется в пределах 4–20 см, а высота изделий зависит от толщины теплоизоляционного материала, находится в диапазоне 10–30 см);
- на шаг установки балок влияют расчётные нагрузки и размеры утеплителя, фанеры или любого другого материала для подшивки;
- между соседними балками оставляют свободное пространство от 30 до 120 см.
Для точного определения сечения бруса деревянного перекрытия существуют специальные таблицы
Во время проведения вычислений необходимо обращать внимание на максимальную величину прогиба, для чердачных брусков перекрытия не более 1/200 для междуэтажных элементов – 1/350
История появления и развития символизма в русской литературе
Символизм зародился в конце 1880-х годов во Франции. Его появление в литературе связывают с именем Жана Мореаса, который в 1886 году опубликовал манифест «Le Symbolisme»
Ключевыми понятиями поэтики, если принимать во внимание эту работу, нужно признать символ и идею. Все явления этого мира, по мнению теоретика французского символизма, являются отражениями мира идей, и именно с этой точки зрения представляют интерес для символизма
Жан Мореас писал буквально следующее: «Все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними».
Наиболее известными французскими символистами были П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо. Родоначальником французского символизма называют Ш. Бодлера.
Поэзия французских поэтов символистов – это поток ощущений. Основой их художественного метода является идеализированная чувственность. Типичное не представляет для них интереса, они ищут единственное и неповторимое. Эмоции в их лирике беспредметны.
Формирование символизма в России происходило, с одной стороны, под влиянием вышеперечисленных авторов, с другой стороны, русский символизм имел собственные корни. К слову сказать, поэты, стоявшие у истоков интересующего нас литературного направления в нашей стране, не признавали влияния на их творчество западной литературы. Своими предтечами они называли Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
- В. Брюсов, один из первых русских символистов, называл Ф. Тютчева основоположником поэзии нюансов, а строчка из стихотворения Федора Ивановича Silentium стала девизом представителей русской символистской школы («Мысль изреченная есть ложь»).
- А. Фет полагал, что цель поэта – «открыть просвет в вечность», а не создать образ. Он старался не изображать в своих стихах реальность, а навевать настроение. Такой подход к искусству как раз и был близок символистам. В частности, именно у Афанасия Афанасьевича учился символист К. Бальмонт музыке слова.
Манифестом русского символизма стала книга Д.М. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», изданная в 1893 году в Санкт-Петербурге, где и проживал ее автор. Это была публикация его лекции, впервые прочитанной в 1891 году. В этой работе Дмитрий Мережковский обозначил ключевые элементы символизма (или «нового искусства»): мистическое содержание, расширение художественной впечатлительности и символизацию.
Параллельно в Москве В. Брюсов и его сокурсник А. Митропольский работали над альманахом «Русские символисты» (1894—1895 гг.).
С первым этапом развития русского символизма связывают также имена З. Гиппиус (супруги Д. Мережскоского), К. Бальмонта и Ф. Сологуба. Последний творил сам по себе, не примыкая к какой-либо школе.
Д. Мережковский и З. Гиппиус
Второй этап развития русского символизма пришелся на начало 20 века. Наиболее яркими представителями младосимволистов были А. Белый, А. Блок, В. Иванов, С. Соловьев. Большое влияние на их творчество оказала философия В. Соловьева. Его учение базировалось на концепции двоемирия и образе святой Софии, которая олицетворяла ветхозаветную и платоновскую мудрость. Младосимволисты именовали ее Вечной Женственностью, Девой Радужных Ворот, Мировой Душой и Прекрасной Дамой. Они ожидали явления Вечной Жены и видели знаки ее грядущего воплощения в чертах своих любимых женщин: А. Блок – в лице Любови Менделеевой, А. Белый (Бугаев) – в лице Маргариты Морозовой.
Также на этот период приходилось творчество символистов И. Анненского, М. Волошина и многих других авторов.
Площадкой, объединяющей символистов старой и новой школы, стал журнал «Весы» (1904 – 1909 гг.), который выпускался издательством «Скорпион». Также художественно-печатными органами русских символистов были журналы «Аполлон» и «Золотое руно».
Просуществовал символизм в русской литературе не долго. Уже в 1910-х годах он начал угасать, а к 1920-м годам от него остались лишь слабые отголоски.
В. Брюсов и К. Бальмонт
Типы и виды деревянных перекрытий
По предназначению деревянные балки перекрытия разделяются на такие виды:
- подвальное;
- чердачное;
- междуэтажное.
С каждым из подвидов следует ознакомиться более детально.
Подвальное
Конструкция должна обладать высокими показателями прочности, выдерживать значительные усилия, ведь балки будут служить основой для устройства пола. Если в проекте жилого дома предусмотрен подвал или гараж для автомобиля, то деревянные бруски заменяют металлическими несущими конструкциями. Это связано с быстрым разрушением дерева от воздействия высокой влажности. Альтернативным вариантом считается уменьшение расстояния между балками перекрытия и обработка деревянных элементов антисептиком.
Чердачное
Перекрытие устанавливается независимо или является продолжением кровельной стропильной системы. Лучшие технические характеристики у первого варианта. Устраивать независимое перекрытие более рационально, такая конструкция улучшает звукоизоляционные показатели всего дома, считается ремонтопригодной.
Междуэтажное
Конструкция балок перекрытия в каркасном доме имеет свои особенности. Одна сторона деревянного бруса используется в качестве опорных элементов для крепления потолка, вторая (верхняя часть) применяется в качестве лаг для монтажа напольного покрытия. Пространство между балками межэтажного перекрытия заполняют минеральной ватой или другим теплоизоляционным материалом, пароизоляционная мембрана применяется в обязательном порядке. В нижней части пирога закрепляют гипсокартонные листы, сверху застилают дощатый деревянный пол.
Поверья связанные с кутьей
А мак и орехи считали символом достатка в семье и плодородия, часто кутью пытались сделать «богатой», то есть как можно более вкусной и сытной, от этого по поверьям мог зависеть богатый урожай и большой достаток семьи.
Под миску с кутьей также иногда клали колоски и хранили эти колоски потом целый год как оберег. Кутьей в праздники угощали даже скотину и домашних животных, считалось, что животные будут от этого болеть меньше, и приносить больше приплода. Также обязательно оставляли немного кутьи в память об умерших предках, и носили это лакомство старшим родственникам и крестным если они жили отдельно.
Канунная (праздничная) кутья
Основными видами кутьи была поминальная и предпраздничная (канунная). Кутья в праздники была настолько популярна, что в честь ее даже называли даже большинство канунов (преддверие) известных нам зимних праздников, и даже сама кутья иногда называлась кануном, и естественно кутья была на них неотъемлемым блюдом и готовилась даже каждый раз по разному.
Кутья рождественская
Так например перед Рождеством (Славянский Сочельник) (бедной или постной кутьей), варили соответственно бедную кутью, то есть постную, с максимально скромным набором ингредиентов, так до этого праздника продолжался пост.
Также в этот день была церковная традиция целый день поститься и ничего не есть, а с первой взошедшей звездой ложкой кутьи начинали праздник, также просили о здравии себе и близким, и богатом урожае.
А заканчивали празднование также ложкой кутьи, притом не забывая вспомнить умерших предков. Также этот праздник Сочельник названием похож на сочиво, одну из разновидностей кутьи, но более того его часто называли просто «кутейником», естественно понятно в честь чего. Иногда эту кутью также называли богатой но значение оставалось тем же самым.
Новогодняя кутья
Перед новым годом (богатой, щедрой или скромной кутьей)
В теории, чтобы сделать богаче в кутью можно добавлять сухофрукты, узвар (компот из сухофруктов) мак, любые орехи, немного кусочков мармелада, цукатов, кураги, фруктов, варенья, леденцы а встречаются современные рецепты даже с коньяком.
Кутья крещенская
И «третьей кутьей«, которая проводилась перед крещением, была (голодная, бедная или водяная) кутья, которую готовили в основном из вареного зерна и меда с водой (сытой), ну и добавлением изюма. Также считается что до освещения воды на крещение верующие должны поститься, или употреблять только кутью или блюда из вареной крупы.
Иногда эти же праздники называли по старинке, первой, второй и третьей кутьей соответственно.
Кутья самое традиционное русское блюдо
Не секрет что практически во всех культурах еду, так или иначе использовали не только по прямому назначению, то есть в целях насыщения, но и в различных ритуалах и церемониях.
Многие народы, как собственно и наши предки наделяли еду и традиционные блюда различным символизмом, так например кутья, блюдо без которого не обходился не один большой праздник, поминки, свадьбы, рождение детей и т.д. И сегодня мы как раз и поговорим о символизме, и даже эзотерическом смысле кутьи в верованиях, традициях древних славян и раннего христианства.
История кутьи
кутьявареная пшеница
В древней Греции вареную кашу с фруктами подносили на похоронах, но ученые говорят, что подношение подобной пищи еще более старо, так в Византии это блюдо называлось kollyba и как не странно также существует и в наше время.
Естественно и тут по любой логике выходит, что в христианскую историю кутья попала также из древнеязыческих культов, и также позаимствовало схожий символизм этого обрядового блюда.
Известно очень много различных названий, способов приготовления и разновидностей кутьи. Самые известные виды кутьи это: Канун, Сыта, Коливо, Сочиво и другие. О различиях в способах приготовления и происхождения этих традиционных видов кутьи, вы можете узнать из отдельной статьи посвященной приготовлению кутьи, и даже попробовать приготовить кутью вместе со мной по рецепту и фотографиям.
Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии
Кутья всегда считалась обязательным блюдом и даже атрибутом поминок, как кутью использовали на поминках можете прочитать отдельно. С первого взгляда может показаться странным что кутью славяне использовали и в свадебных ритуалах, а также при рождении детей (праздник «родины»), и на крестинах. Но если мы глубже подумаем о символическом значении кутьи, то нам сразу станет понятно, что никакого логического несоответствия здесь нет.
Как установить стропильные ноги на балки перекрытия?
Как только балки перекрытия будут готовы к установке на них стропил, приступайте к изготовлению всей остальной конструкции и соединению стропил с балками.
Для соединения стропильной ноги с балкой ее конец обрезают под нужным углом, либо делают более сложную врубку на шипы. Давайте рассмотрим оба таких варианта.
Можно обойтись без врубки, если задействовать потом крепежные элементы – это нормальное решение. Итак, чтобы сделать простой срез на стропилах, изготовьте шаблон:
- Шаг 1. Возьмите строительный угольник и приложите его к доске.
- Шаг 2. Отметьте место реза на верхушке стропила.
- Шаг 3. При помощи столярного транспортира нарисуйте параллельную линию первому пилу поперек стропила. Эта линия поможет вам определить линию от веса на краю здания.
Вот как это выглядит на практике:
Изготовить такие стропила намного проще, чем для врубки. Главное – правильно определить угол наклона крыши и правильное место будущего среза:
В итоге в жизни такая конструкции выглядит вот так у двускатной крыши:
Сама конфигурация крепления больше зависит от угла наклона ската. Например, для крыши с крутыми скатами, где снеговая нагрузка – небольшая, вы можете применить крепление с одинарным зубом. При методе одинарного зуба часто изготавливают дополнительные шипы, который помогают стропилам не двигаться под нагрузками. А под такой шип уже нужно будет гнездо в балке.
Но, наверняка вы знаете, что любые такие места способны ослабить балку, а поэтому их глубина должна быть не более чем 1/4 толщина балки и не ближе, чем на 20 см от края балки (чтобы не образовался скол).
А вот если у вас крыша с уклоном менее 35 градусов, тогда есть смысл использовать двойной зуб, ведь такое крепление позволяет достичь высокой прочности узлов. Как и в предыдущем варианте, вы можете дополнить двумя шипами.
При таком методе у каждого зуба может быть как одинаковая глубина, так и разная. Например, первый зуб вы можете врубить только на 1/3 толщины опорной балки, а второй уже – наполовину:
Суть в том, что две стропильные ноги в конструкции с опиранием на балки закрепляются затяжкой. Но, если концы этих ног будут скользить, тогда целостность затяжки будет быстро нарушена. Чтобы предотвратить такое скольжение, вставлять, вернее, врубать стропильную ногу в самую затяжку необходимо при помощи зуба – с шипом или без него.
В процессе врубания стропила в конец затяжки нужно максимально отодвинуть зуб. Если же вам необходимо усилить крепление таких стропил, тогда используйте двойной зуб. Еще один момент: сами зубы могут быть разной величины.
И, наконец, желательно прикрутить конец стропильных ног при помощи скрученной проволоки, чтобы ветер не мог сорвать такую крышу. В качестве проволоки лучше возьмите оцинкованную, и закрепите ее одним концом к стропильные ноге, а другим – в костыль, который предварительно закладывают в кладке стены на расстоянии 30-35 см от верхнего края.
Вот хороший пример аккуратной врубки стропила на затяжку, которая одновременно служит балкой перекрытия уже в четырехскатной крыше:
Металлический крепеж для такого узла все равно необходим, потому что врубка сама по себе не может удержать стропильные ноги под нагрузкой.
Каким материалам для балок отдать предпочтение
В идеале балки должны быть чисто деревянными, но сейчас это роскошь. Используют цельное дерево в основном в частных домах и предусмотреть балочный потолок надо еще на стадии планирования постройки, чтобы заложить их сразу при укладке потолочного перекрытия. А для декора деревянные элементы слишком массивные и крепить их будет чрезвычайно сложно.
Проще всего для создания эстетического вида помещения воспользоваться дешевой альтернативой дереву. Сейчас в строительных магазинах огромный выбор фальшбалок, имитирующих дерево. Производят их из полиуретана, что значительно облегчает всю конструкции, а их монтаж не составляет труда. Такие балки порой совсем не отличимы от натурального дерева, по крайней мере визуально.
Большое преимущество полиуретана в том, что он не боится сырости, не разбухнет и не ссохнется, как дерево, не даст благодатную среду для размножения грибка. Поэтому они как нельзя кстати придутся на кухне или в ванной. Более того, в пустотелые П-образные псевдобалки можно скрыть проводку, вентиляционную трубу, другие коммуникации.
Подробнее о стилях
Ошибочно будет считать, что балки на потолке подходят только для кантри или прованса. Как декоративный элемент они вполне приемлемы для многих стилей. Например, это может быть историческая классика, ультрасовременный хай-тек, старая добрая Англия и прочее. А уж если мы и вправду задумали деревенский стиль, то без балок и других деревянных интерьерных элементов нам ну никак не обойтись.
Классический стиль
Классический стиль выигрышно будет смотреться с потолочными балками, расписанными виньетками, украшенные резьбой, оттененные золотом или серебром. Это будет смотреться роскошно и несколько помпезно.
Для классики в интерьере часто применяют лакированные балки идеально ровных форм. Они могут быть темными или светлыми. Как видим на фото ниже этот вид оформления можно спутать с кессонными потолками. Однако, все же в них есть различия, но об этом подробнее углубимся в специальной теме.
Современные стили
Современные стили – модерн, минимализм и прочие допускают наличие подобных элементов также в темной или светлой гамме или можно покреативить и покрыть фальшбалку необычным ярким цветом, если нужно подчеркнуть или «подружить» некоторые дизайнерские идеи.
Стиль хай-тек также можно дополнить интересной балочной конструкцией, но имитирующей металл. Можно, конечно, использовать действительно металлические псевдобалки, но крепление должно быть надежным, все-таки вес металла сказывается.
Стиль лофт. Это новинка в мире дизайна, которая появилась сравнительно недавно. Стиль на любителя, поскольку предполагает в интерьере необработанные бетонные стены и потолки. В качестве декоративного элемента на потолках выступают бетонные балки, изначально заложенные при строительстве здания. Это своеобразная промышленная эстетика, когда в моду элитарных слоев населения вошло селиться в промышленной зоне и переделывать целые цеха и склады под виповские апартаменты.
В городской квартире любители лофта также могут обустроить себе берлогу в подобающем стиле. Как видим на следующем фото, отличительной чертой лофта в квартире являются кирпичные стены, обычные лампочки или даже прожектора, прикрепленные к некоторому подражанию балок.
Стиль «Прованс»
Деревенский стиль наиболее простой и не капризный в оформлении. Здесь чем грубее будет потолочный элемент, тем лучше. Используют грубую необработанную древесину с выраженным древесным узором, желательно с эффектом старой-старой балки. Причем эти грубые элементы могут вообще не сочетаться с остальным интерьером, быть или очень светлыми или очень темными
Стиль прованс – это по сути тот же деревенский стиль, но в более изящной форме. Любители французских провинциальных интерьеров предпочитают в дизайне использовать только натуральное дерево, а поверхность декоративных элементов выбеливают.
Данный стиль сейчас на пике своей популярности, а причиной тому его стилевое разнообразие, возможность преобразовывать его по своему вкусу, широкий арсенал элементов, текстиля из натуральных тканей, мебели, отдающей стариной. Это весьма многоликий стиль.
Для чего нужны балки на потолке?
В старых традиционных домах балки носили функциональный характер — они поддерживали потолочное перекрытие. Сейчас этот элемент чаще носит декоративный характер и хотя наши дома давно строятся не только из дерева, но некоторые предпочитают оформлять интерьер в деревенском стиле. По-другому этот стиль называется кантри или прованс. Этот стиль применяют не только в частных домах, в квартирах балки на потолке также приемлемы.
Потолочные балки призваны подчеркивать простор помещения, а комнатам с высокими потолками придадут уют. Поэтому в тесных каморках под названием «хрущевки» они будут не совсем уместны, но при особом желании можно придумать альтернативный вариант. Допустим, в старых домах часто встречается такая ситуация, когда электропроводка ведется поверх стен, а не врезается в них. Для маскировки проводки или труб отлично подойдут фальшбалки или псевдобалки. Это пустотелые балки из дерева, коробы из полиуретана, имитирующие массив дерева. К тому же, это весьма недорогой и доступный способ сделать интерьер в стиле прованс. О материалах, из которых изготавливаются фальшбалки и способах их крепления мы поговорим чуть ниже, а сейчас о прекрасном.