Что такое акустические колонки

Виды акустических систем

В зависимости от предусмотренных способов установки различают следующие виды АС:

  1. Полочные колонки предназначены до 18 м², размещаются на специальных стойках или подставках. Если установить на столе, то будут резонировать и издавать ненужные помехи.
  2. Напольная акустика применяется в помещениях больше 18 м². Чтобы правильно подобрать ресивер или усилитель, прочитайте характеристики акустической системы и выберете соответствующие по параметру «мощность».
  3. Настенная акустика экономит место в помещении, используется вместо полочных, для домашнего кинотеатра.
  4. Встраиваемая акустика для ограниченного пространства устанавливается на потолок и стены.
  5. Мониторы для звукозаписи в студиях.
  6. Мультимедийная акустика сочетает в себе акустику и усилитель.
  7. Сабвуфер используется в стереосистемах для увеличения басов в домашних кинотеатрах, для него записывается отдельная аудиодорожка.

Активная акустическая система

По принципам работы и подключения все АС можно разделить на активные и пассивные. Активная имеет встроенный ресивер, по всем входным/выходным характеристикам соответствующий самой системе, поэтому искажения минимальны, не нужен кабель. Домашняя акустическая система – мультимедийная активная, позволяющая сочетать недорогие решения для компьютера и прослушивать музыку в высоком качестве.

Пассивная акустическая система

Подключение к внешнему усилителю является их преимуществом: возможен подбор компонентов. Отмечается неудобство переноски из-за веса и объема, потребность в дополнительном оборудовании. Акустическая система для компьютера должна быть мощностью не более 20–30-ти Вт, так как разрешенный уровень продолжительного шума в жилых помещениях – не более 40 децибел. Усилитель почти не влияет на качество звука.

Преимущества и недостатки

Акустические системы широко используются не только для проведения различных мероприятий, но и для домашних прослушиваний аудио-треков. Это основное средство, с помощью которого можно усилить и улучшить звук. Несмотря на большое многообразие акустических систем, все они объединены основными особенностями, которые выражаются в преимуществах и недостатках.

Среди достоинств можно выделить:

  • улучшение качества и громкости звучания;
  • возможность выбора подходящей модели АС в зависимости от целей использования: по уровню звучания, мощности, функциям и дополнительным возможностям;
  • способность подключения к дополнительным устройствам для передачи звука;
  • наличие доступного интерфейса и дистанционного управления, что упрощает настройку и эксплуатацию АС;
  • возможность чтения разных форматов, что позволяет воспроизводить аудио-треки с разных источников и накопителей.

Недостатки аудиосистем в большинстве случаев сводятся к их дороговизне, габаритности (в некоторых моделях колонки имеют весьма значительные размеры) и большому количеству кабелей. Однако в домашних условиях проблему дефицита свободного места можно решить посредством покупки портативной акустики, например, в виде звуковой панели. Такую аппаратуру можно приобрести, в том числе в магазинах с оргтехникой и другой  электроникой.

Тогда как профессиональные АС большой мощности RMS, DIN, PMPO стандартов, будут состоять из весьма солидных акустических колонок и отдельно подключаемого усилителя. Но для больших сцен и площадей эти размеры не играют сколь-нибудь существенной роли. Такая акустика называется компонентной, так как состоит из нескольких элементов.

Выбор динамиков

Рис. 4. Большой выбор компонентов и динамиков для акустических систем

Восприятие звука у человека происходит на естественном природном уровне, поэтому любую фальшь в звуке или засорение его лишними призвуками человеческое ухо фиксирует достаточно четко. С развитием технологий и появлением разного рода излучателей — динамиков, к их конструкции стали предъявляться все возрастающие требования. Цель проста — достичь максимально естественного и качественного воспроизведения звуков с минимальными искажениями.

По мере развития индустрии усложнялись не только корпуса акустических систем, все более сложными становились сами громкоговорители. Кроме того, стали появляться многополосные системы, имеющие на «борту» две и больше диффузоров. Каждый динамик предназначался для воспроизведения определенной части из всего звукового диапазона.

Двухполосные, трехполосные и более сложные системы позволяли воспроизвести качественный звук как в области низких, так и в области средних и высоких частот. Такой подход вполне оправдан, так как звуки, воспроизводимые разными источниками, попадают в разные секторы звукового диапазона, будь это пение, звук барабана или звучание гитары.

Именно многополосные акустические системы, имеющие в составе ряд самых разных динамиков, способны извлечь из всего широкого звукового спектра необходимый звук и обработав его с минимальными искажениями воспроизвести. Необходимость достижения качественного воспроизведения диктует и конструктивные особенности многополосных акустических систем. При этом обязательно учитывается не только непосредственно сама конструкция ящиков АС, ее размеры и количество, но и материал изготовления.

Разделение НЧ, СЧ и ВЧ излучателей в отдельных корпусах позволяет вычленить звук необходимой частоты и обработать его должным образом. Кроме того, удается минимизировать и акустический резонанс (об эффекте которого было сказано выше). При раздельных корпусах или изолированных блоках АС удается существенно снизить вероятность раскачки СЧ и ВЧ-излучателей в районе резонансных частот. Ознакомиться с вариациями сложных акустических систем, позволяющих добиться очень качественного воспроизведения, можно в статье «Одно- и многополочные колонки».

В общем случае конструкция низкочастотного громкоговорителя содержит диффузор, подвеску диффузора, магнитную систему, колебательную катушку и подвес. Неприхотливость, а также разнообразие конструктивных решений при использовании НЧ-динамиков позволяют применять их в совершенно разных обстоятельствах. НЧ динамики отлично отображают басы, поэтому, например, в кинотеатрах, такие конструкции весьма востребованы.

Подробно познакомиться с конструкциями и принципом функционирования низкочастотных динамиков можно в нашей статье «Что такое НЧ динамик?».

Учитывая, что основная доля звуковой информации, принимаемая человеческим мозгом, приходится именно на средние частоты, то повышенные требования к СЧ-динамикам вполне логичны.

По своим конструктивным особенностям СЧ-динамики сопоставимы с низкочастотными. Однако для расширения направленности в верхних секторах звукового диапазона габариты среднечастотников компактнее.

Что касается ВЧ-динамиков или как еще их называют твитерами, то их «специализация» диапазон высоких частот. Современные акустические системы среднего и высокого уровня, как правило, комплектуются твитерами. Задача ВЧ-динамиков обеспечить максимально ровную и гладкую АЧХ в «своем» секторе всего рабочего диапазона АС. А это уже зависит от разработчиков всей акустической системы и ее настройки. Если твитеры будут маломощные и тихие, то звук в верхних частотах «потеряется» и звучание станет тусклым.

Отдельно стоит сказать и о широкополосных акустических системах. Таковыми считались все динамики в самом начале развития АС. Однако по мере развития и повышения требования к звуковоспроизведению один широкополосный динамик стали заменять на систему из двух громкоговорителей, куда подавался звуковой сигнал, предварительно разделенный кроссовером на две полосы.

Современные широкополосные системы — это АС, состоящая из двух динамиков: один — более крупный динамик с тонким и легким бумажным диффузором, отвечает за низкие и средние частоты. Его задача — воспроизведение большей части звукового спектра от низких барабанных басов до вокала. Второй динамик — высокочастотный, меньшего размера с легким диффузором, позволяющим отразить гораздо более высокие тона.

Количество каналов

Монофонические колонки, то есть с одним каналом, для работы с современными ПК, практически не используются. Такая разновидность попадается среди бюджетных переносных колонок с одним динамиком.

Необходимый минимум для качественного звука сегодня – формат 2.0, то есть две колонки, как правило, установленные по бокам от монитора. Если расположить оба устройства правильно, вполне можно достичь «эффекта присутствия» – так же как при использовании наушников.Если что-то происходит слева от камеры в фильме или игре, то и звук пользователь будет слышать с левой стороны, и наоборот.

Более совершенные акустические системы относятся к формату 2.1 – относительно большой сабвуфер, воспроизводящий басы, и парочка сателлитов поменьше. В плане качества воспроизведения, не имеют никаких преимуществ над системами 2.0, но удобнее в плане эксплуатации.

Сателлиты без труда умещаются на рабочем столе, а «бочку» можно спрятать под стол.

Следующий этап аудиофильства – системы 5.1 с сабвуфером, парой фронтальных и парой тыльных сателлитов. Такие акустические системы хороши для домашних кинотеатров с большим экраном: звук придает еще больше атмосферности, позволяя почти полностью погрузиться в происходящее.

Однако, чтобы правильно выставить такие колонки, требует иметь, хотя бы минимальные познания в акустике.

Ну и «потолком» можно считать системы 7.1, когда ко всем перечисленным в предыдущем абзаце динамикам добавляется парочка боковых сателлитов. К слову, разновидности 5.1 и 7.1 не всегда можно использовать для компьютера, так как они требуют наличия соответствующей звуковой карты.

Рейтинг 2021

Производители выпускают множество моделей акустических колонок, но не все из них обладают хорошим звучанием. Особенно сложно найти качественное устройство среди представителей подвесных систем. Мы составили рейтинг топ-9 самых лучших акустик разных видов, основываясь на обзорах и отзывах покупателей:

Напольные

DALI Zensor 5

Плюсы

  • высокое качество звука;
  • отличная сборка;
  • не нужно путаться в проводах;
  • подходят под любой интерьер благодаря лаконичному дизайну;
  • понравятся любителям Hi-Fi-звука.

Минусы

  • нужен сабвуфер;
  • требуют прогрева.

От 46000 ₽

Лучшая акустика из модельного ряда «Цензоров». Имеет прочное алюминиевое основание, защищающее корпус от внешних повреждений. Боковые панели сделаны из МДФ и покрыты высококачественным ламинатом. Конструкция подвеса и запатентованный диффузор, отделанный древесиной, обеспечивают великолепную звукопередачу и продолжительное прослушивание музыкальных композиций.

Heco Victa Prime 502

Плюсы

  • качественный звук;
  • подходят для домашнего кинотеатра;
  • отличный звук как в стерео, так и в пятиканальном режиме.

Минусы

  • низкое качество обшивки;
  • большой вес и размер.

От 25000 ₽

Домашняя акустика, способная обеспечить отличное качество звучания даже в крупных помещениях. Диффузоры динамиков покрыты слоем крафтовой бумаги. Благодаря специальной ферромагнитной жидкости, система работает стабильно на высокой громкости и не перегревается. Устройство подойдет как для домашнего, так и для коммерческого использования.

Polk Audio RTi A7

Плюсы

  • высокая мощность;
  • глубокий и пружинистый бас;
  • ровная амплитудно-частотная характеристика.

Минусы

нужен не менее дорогой усилок.

От 89000 ₽

Премиум-акустика от известного американского производителя Polk Audio. Сбалансированная конструкция из шестислойного ламината с пятью жидкими слоями создает лучшую систему подавления среза. Специальная закругленная форма стенок уменьшает резонирование и снижает искажение.

Подвесные

JBL Control 25

Плюсы

  • доступная цена;
  • две полосы воспроизведения;
  • высокая чувствительность;
  • быстрая установка.

Минусы

не хватает баса.

От 9000 ₽

Недорогая настенная стереосистема с двумя полосами воспроизведения. Позиционируется производителем как всепогодная, поскольку имеет защищенный корпус и динамики. Оснащена высококачественной защитой от перенапряжения и ВЧ-рупором 90 на 90 градусов.

Canton GLE 416

Плюсы

  • подходит для улицы;
  • занимает мало места в квартире;
  • высокое качество звука.

Минусы

нужен хороший усилитель.

От 25000 ₽

Всепогодная акустическая система из модельного ряда GLE – одной из самых популярных серий в Европе. Оснащена инновационным частотным фильтром и резонансным отверстием для басов. Подходит как для связки с домашним кинотеатром, так и для использования в музыкальных классах, кафе, ресторанах, спортивных клубах и т.д.

APart MASK6

Плюсы

  • доступная цена;
  • удобные крепления;
  • широкий частотный диапазон.

Минусы

шумят на высокой громкости.

От 10000 ₽

Влагозащищенная уличная акустика с бумажным диффузором и шелковым куполом. Имеет защиту по стандарту IP64, корпус из качественного ABS-пластика, а также угол горизонтальной дисперсии – 180 градусов. Подходит как для уличных трансляций, так и для домашнего использования.

Полочные

DALI Zensor 1

Плюсы

  • качественная отделка древесиной;
  • широкая диаграмма направленности;
  • объемный и сильный звук.

Минусы

не обнаружено.

От 14000 ₽

Акустическая миди-система с тщательно продуманной конструкцией корпуса. Имеет качественные встроенные проушины для подвески на стену, закругленные грани и задний порт фазоинвертора. Выдает отличное звучание даже без отдельного усилителя. Подходит для уличных и коммерческих трансляций.

Pioneer S-DJ50X

Плюсы

  • лаконичный дизайн;
  • хорошая сборка;
  • превосходный звук;
  • есть автоматическое отключение.

Минусы

сильно нагревается.

От 9000 ₽

Компактные колонки со встроенным эквалайзером. Имеют функции автоматического включения и выключения (после 25 минут бездействия). Отлично справляются с низкими и высокими частотами. Подходят для небольших помещений размером до 18 квадратных метров.

Adam A5X

Плюсы

  • хорошо выражены низкие частоты;
  • отличная детализация и частота звука;
  • мощный усилитель;
  • не шумят на высокой громкости.

Минусы

  • не очень качественная сборка;
  • нужно подходящее помещение.

От 23000 ₽

Активные мини-мониторы ближнего поля из легендарной серии AX. Одна из самых лучших малогабаритных акустик на рынке музыкальной техники. Имеют широкий частотный диапазон, функциональное управление и высокую мощность. Подходит для специализированных или студийных помещений.

Что это

Акустическая система – это прибор для воспроизведения звука, состоящий из усилителя, нескольких излучателей (чаще всего динамических) и электрических фильтров для разделения между громкоговорителями воспроизводимого частотного диапазона. Оптимальным спектром для колонок среднего и высокого класса считается частота от 20 Гц до 20кГц. Это позволяет выдавать ощутимый «пружинистый» бас и кристально чистый вокал. Конечно, показатели частотного диапазона не могут полностью отразить качество звука. Для этого существует амплитудно-частотная характеристика.

Существуют два основных вида акустических систем – активные и пассивные. Активные колонки, помимо кроссовера и динамика, содержат внутри корпуса встроенный усилитель мощности. Это делает их более универсальными и компактными по сравнению с пассивными компонентными системами. Активная акустика закрытого типа может включать в себя не только источник звучания, но и плеер, пульт первичной обработки и даже целый инструмент. Это позволяет быстро настроить и собрать оборудование. Однако активные системы плохо подходят для больших залов и клубов, поскольку сосредотачивают звук в одном определенном месте.

Пассивная акустика нуждается в отдельном усилителе, а в некоторых случаях и в кроссовере. Она не будет удобна для маленьких залов или клубов, поскольку занимает достаточно много пространства. Зато такое оборудование лучше справляется с созданием звуковой атмосферы в больших помещениях. Еще одно преимущество – равномерное распределение мощности, снижающее риск перегрева усилителей.

Критерии выбора активной полочной акустики

Если раньше напольная акустика для дома Hi-Fi класса практически не имела конкурентов, то сейчас меломаны нередко предпочитают купить полочники с хорошим басом. В отличие от напольных колонок, полочная акустика имеет небольшие размеры.

Как следует из названия это акустические системы (далее АС), которые устанавливают на полке, они должны располагаться на уровне головы слушателя. Разумеется, не обязательно специально покупать для установки колонок именно полки, намного удобнее использовать специальные стойки. Это решит проблему резонанса с поверхностью и улучшит качество звука. Кроме того, в стойках предусмотрено место для размещения проводов.

Основные критерии выбора:

  1. Акустическое оформление – ключевая характеристика при выборе колонок для студии. Если приобретается оборудование для дома, то критерий важен только для истинных меломанов. Существует пять видов акустического оформления. Самый распространенный вид – фазоинвертор. Дает яркий бас, но детализация звука не блестящая. Второй тип – пассивный излучатель – подойдет любителям мощного баса. Открытый тип позволит создать акустическую зону с полным погружением при условии правильно размещения колонок. Но басы у открытого типа хромают. Закрытый тип обеспечивает точную передачу звука, но меньшую мощность. Модели с полосовым корпусом рекомендуются выбирать для любителей громкости, они дают мощный звук.
  2. Количество полос. Этот показатель влияет на глубину и объёмность звука. Чем больше полос, тем многограннее звучание.
  3. Мощность и чувствительность. Тут все понятнее, чем выше показатель, тем громче будет звук.
  4. Диапазон частот. Показывает интервал звучания колонки.
  5. Тип подключения. По типу подключения акустические системы бывают: беспроводные bluetooth и проводные. В беспроводных моделях передача звука или обмен файлами с смартфоном может происходит с помощью встроенного блютуз передатчика.

Влияет на выбор и цена оборудования. Чем более мощный и объемный звук планируется получить, тем больше придется заплатить.

Производитель

Для получения хорошего звука не рекомендуется приобретать акустику китайских, местных и малоизвестных брендов: Defender, DeTech, Edifier, Gembird, Genius, Hardity, IconBit, Microlab, Sven, SPEEDLINK, Supra. Как правило, корпуса и провода этих устройств изготавливаются из недорогих материалов, сборка оставляет желать лучшего

Но самое важное – высококачественного звука с такой акустикой не получить. В лучшем случае эти колонки могут служить для просмотра фильмов только для людей без особых требований к звуку

Среди других недостатков можно отметить фонящий звук, некачественные пульты управления, слабые разъемы, некорректные настройки звука.

Производителей качественной акустики условно можно разделить на два типа: одни выпускают относительно доступную технику для дома, другие занимаются производством акустики для аудиофилов и профессиональных звуковых компонентов. Цена на компоненты Hi-End класса очень высока, иногда она на порядок дороже другой аудиотехники, но настоящих ценителей звука это не пугает. Среди брендов следует отметить Canton, Bose, Bowers & Wilkins, Jabra, JBL, Jamo, Magnat, Monitor Audio, Morel, Paradigm, Sonance, Tannoy, Yamaha, Некоторые марки, несмотря на высокую стоимость своей продукции, предлагают относительно бюджетные варианты акустики. Это удобно, если вы не готовы платить большие суммы за акустическую систему, но хочется купить качественные, надежные колонки для хорошего звука.

Материал корпуса

Бытует мнение, что корпуса акустического оборудования всегда выполняются из дерева. Многие просто проводят аналогию с музыкальными инструментами, что вполне логично. Однако в отличии от гитары, пианино или скрипки, колонки не способны издавать звук сами по себе. Его издаёт установленная внутри система динамиков

При создании корпуса производитель обращает внимание лишь на показатели прочности и отсутствие лишних призвуков от некачественного материала. То есть сам корпус не должен формировать дополнительные помехи

По этой причине, многие современные модели изготовляются из такого сырья:

  • МДФ;
  • многослойные сэндвичи;
  • березовая фанера;
  • ДСП;
  • и даже бетон.

Деревянные конструкции пользуются большой популярностью исключительно из-за эстетической привлекательности. В большинстве случаев, изделия из высококачественного дерева стоят очень дорого, поэтому они доступны лишь состоятельным лицам. Однако в бюджетных моделях применяют виниловую пленку, которая по своей текстуре сильно напоминает натуральное дерево.

Нередко, при создании корпусов используют и другие материалы, включая алюминий, пластик, а иногда и стекло. Они никак не влияют на звучание, если на этапе производства были соблюдены все правила. Есть смысл выбирать подобные решения при желании оформить свой интерьер. Кроме хорошего звука, такие уникальные конструкции превращаются в незаменимое дополнение для интерьерного дизайна.

Как работает громкоговоритель?

При подаче напряжения звуковой частоты на катушку в ней возникает переменное магнитное поле, которое взаимодействует с постоянным магнитным полем в зазоре. Возникающая при этом сила двигает диффузор. Он колеблется с частотой переменного напряжения, подаваемого на катушку. Как известно из физики, любое колеблющее тело излучает волны в соответствующем диапазоне.

Хорошей иллюстрацией к этому служит поведение камертона (прибора в виде вилки для настройки музыкальных инструментов).

Если ударить вилкой камертона о какой-нибудь предмет, длинные концы вилки начнут колебаться и излучать звук. Если частота колебаний невелика, дрожание вилки можно увидеть невооруженным глазом.

Человеческое ухо слышит звуки в диапазоне примерно от 16 до 20 000 Герц. Но это в лучшем случае! Звук в ухе воспринимается барабанной перепонкой, которая с возрастом постепенно теряет подвижность. Поэтому с возрастом верхняя граница слышимого диапазона снижается.

Динамический громкоговоритель

Который еще называют динамиком. Он состоит из:

  • кольцеобразного постоянного магнита,
  • металлической шайбы,
  • металлического стержня,
  • гибкого диффузора,
  • подвижной катушки с проводом,
  • металлического держателя
  • гофрированной центрирующей прокладки

Металлический стержень, постоянный магнит и металлическая шайба собраны в единый конструктив – таким образом, что между шайбой и стержнем получается небольшой кольцеобразный зазор. В зазоре присутствует достаточно сильное магнитное поле.


В это поле помещается легкая катушка с тонким проводом, жестко соединенная с диффузором – гибкой конусообразной вкладкой из специального материала (чаще всего – из целлюлозы).

Диффузор в своей верхней части через гибкий (чаще всего – резиновый) подвес присоединен к металлическому держателю (корпусу) громкоговорителя.

Концертная акустика

Вероятно, каждый из нас хоть один раз бывал на каком-нибудь концерте и замечал целые выстроенные акустические порталы на сцене. Считается, что лидерами в области концертных акустических систем являются компании Marshall и JBL.

Такие акустические системы состоят из множества отдельных блоков, соединенных между собой. В конечном итоге все они подключаются к соответствующим звукоусиливающим системам, а для регулировки режима работы, общей громкости или звучания инструментов, не беря в расчет усилители, используются современные микшерные пульты. Это избавляет звукорежиссера от необходимости бегать и крутить ручки на каждом усилителе или сценическом мониторе.

Как уже понятно, такие системы являются очень мощными. Так, например, в 1992 году на концерте «Монстры рока в Москве», проходившем на аэродроме в Тушино, мощность звука составляла целых 600 кВт. Да что говорить, за 3 км от летного поля даже в метро слышно было так, как будто рядом стоишь!

Теперь отдельно стоит отметить одно общее правило, вне зависимости от того, какие именно акустические колонки используются в конкретном случае. Уровень громкости для получения кристально чистого звука без малейших искажений, как правило, должен соответствовать половине суммарной мощности всей системы. Если его превысить, начнутся ненужные искажения и запирания, а ведь и динамики могут не выдержать такой нагрузки. В лучшем случае лопнут диффузоры. Как уже понятно, ремонт акустических колонок, особенно если это профессиональные дорогостоящие модели, обойдется недешево.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий